Обучение / Детский сад

  

 

Разновозрастная группа – это хорошо или плохо?

Размышления воспитателя детского сада с сороколетним стажем работы, Хлудовой Валентины Михайловны.

 

У нас с самого основания школы «Образ» группа детского сада разновозрастная, так как она единственная в школе. Детей мы набираем в сентябре с 3 лет. В этом году у нас был такой набор: 3, 4, 5, 6 лет. В том, что такая смешанность в возрасте, есть свои трудности, но только первые 1-2 месяца. Малыши любопытны по натуре, пристают к старшим, мешают им действиями, вопросами, капризами, те в свою очередь нервничают, сердятся. Но все это проходит, просто взрослым надо набраться терпения, умения тактично, чтобы не обидеть тех и других, объяснять, как надо вести себя, когда кто-то чем-то занят.

Ведь что такое смешанная группа? Это большая многодетная семья, где также дети разного возраста, подчиняющиеся правилам, установленными родителями: и все ладят, живут дружно.

 

                                                                                                      

 

Вот, набирая такую группу, мы и исходили из того, что группа – это наша семья, в которой, как и положено, старшие заботятся о младших, малыши берут примеры (хорошие конечно) со старших. Постоянно, изо дня в день, мы старались прививать старшим заботу о малышах. Сейчас трудно себе представить, что если кто из старших не помогает одеться или раздеться малышу, а малыши, эти удивительные существа, стараются сами помогать старшим, то пижаму из спальни несут, то тапочки подают, в общем - благодарный народ эта малышня.

 

Если большаки строят что-то из крупного стройматериала, то первые в обыгрывании их постройки, конечно, маленькие. Включая детей младшего и среднего возрастов в общие игры, у нас, вместе с тем, нет сюсюканья с маленькими, не идем на поводу их капризов (он маленький, уступи ему). Стараемся и младшим терпеливо объяснять ( если первым взял игрушку старший ребенок, а она вдруг неожиданно понадобилась младшему, как это часто бывает), что, поиграв с игрушкой, старший обязательно тебе ее отдаст, только надо подождать.

 

Первую половину года некоторые занятия мы проводим по группам, сейчас в этом нет необходимости. Дети младшего возраста тянутся за старшими во всем. Сейчас без них не проводится ни одно занятие. Они первыми садятся на занятие, а как обижаются, если кого-то из них во время занятий не вызовешь к столу или к доске! Приходится хоть на короткое время, а вызывать.

 

                                                                       

                                                                     

 

А как учат стихи! Старшие дети учат стихи большего содержания, но малыши не хотят отставать. И всегда, на праздниках особенно, хоть несколько слов из стихотворений старших детей, а скажут. И так во всем. А разве может без малышей пройти драматизация сказок? Ни в коем случае! Да и кто лучше, чем наш маленький Саша, исполнит роль бедного Зайки, обиженного лисичкой, или роль непослушного колобка, или роль маленького Мишутки, исполненная Никитой и т.д. Cтаршие дети сами смотрят с умилением на маленьких исполнителей.

 

На старших детей всегда можно положиться во время индивидуальных занятий с детьми. Старшие дети всегда найдут чем занять других детей в то время, когда воспитатель занят с кем-то индивидуально. Это индивидуальные занятия и по математике, и по развитию речи, и по рисованию, и по работе ножницами, и многое другое. Вообще, смотрим на то, кто в чем отстает от сверстников, на что необходимо обратить внимание.

 

Физкультурные занятия мы проводим на улице и летом, и зимой (за некоторым исключением в групповой или в зале), следуя правилу: «Лучше воздух без движения, чем движение без воздуха».

 

В свободное время дети любят играть и часто играют в «детский сад». Роль воспитателя выполняют девочки, а их воспитанники – малыши. Забавно смотреть со стороны на то, как проводят они занятия, и с какой серьёзностью смотрят воспитанники.

 

       

                                                                      

 

Наши дети очень любят прогулки – экскурсии вокруг школы. Ходим стайкой. Старшие всегда рядом с малышами, следят, чтобы никто не отстал или не убежал вперед. Все вместе отмечаем погоду, наблюдаем за окружающими явлениями в природе, ищем что-нибудь интересное, рассматриваем.

Во время прогулки на участке играют вместе, подвижные игры всегда общие, одна обязательно по выбору малышей. Игрушки с прогулки несем все вместе: и старшие, и малыши. Маленькие, особенно Даша, обижаются, если им не досталось что-то нести. Поэтому у нас много сумочек, рюкзаков с игрушками, с той целью, чтобы досталось всем желающим помочь.

 

Из воспитателей я самая старшая по возрасту. Дети зовут меня бабушкой Валей (и старшие, и малыши). С первого дня знакомства с детьми я назвала себя бабушка Валя, исходя из того, что малышам ближе слово «бабушка», нежели Валентина Михайловна, ведь это самое родное (после мамы) слово. И воспринимают меня дети как родного человека, быстрее привыкают.

 

Сразу, с первого дня, остаются на сон и на целый день. Отношения с детьми теплые, но это не значит, что я не требовательна. Нет, дети знают и стараются выполнять все правила, все требования им предъявляемые. За неадекватное поведение наказываем. А наказание у нас: «посиди в кресле, подумай». Это наказание для них серьезное. В угол мы не ставим, у нас их просто нет (углов) — они все заполнены игрушками и нужными предметами.

 

Можно много говорить о нашей группе, и не будет конца нашему разговору. И скажу только одно: нам всем хорошо, и детям, и взрослым, в том числе и родителям наших воспитанников.

И еще, хочется очень сказать, что сблизила нас школа «Образ», наше православие. С самого начала мы знакомили детей с молитвами и учили их «Отче наш», «Богородице Дева, радуйся», «Слава Отцу и Сыну» и т.д.

 

К каждому празднику учим и поем тропари. Молитвы мы поем перед едой, перед занятием и в конце. Нас сближают поездки в храм, куда дети с радостью едут вместе со школьниками, и терпеливо выстаивают службу, ожидая причастия. Все это воспитывает дисциплину (во время молитвы стоять спокойно), терпение, выдержку (до причастия ничего не едят и не пьют).

 

Каждое занятие по православию, которое, когда есть такая возможность, проводит священник, сопровождается чтением небольшого произведения из «житий святых», «воскресного чуда».

В свободное время мы также читаем не только детскую и художественную литературу, но рассказы из книги «Цветы с луга духовного», русские духовные стихи и сказки Рутенина, заучиваем наизусть стихи. Дети очень любят эти стихи за их теплоту, возвышенность, тайну.

 

Учебный план сада.doc