Проекты и затеи / Литературная гостиная

 


Литературно-музыкальные гостиные.

 

Несколько раз в году, для более узкого, чем общешкольные праздники, круга участников и ценителей, проходят в школе «Образ» литературно-музыкальные гостиные. Одна из главных целей, для достижения которой почти не предусмотрено времени в школьной программе, является знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры. Гостиная – не драматический театр, это, скорее, музыкальный салон с литературными чтениями и элементами театрализации. 


За годы существования «Гостиной», руководит которой преподаватель литературы Свинарчук Ирина Витальевна, подготовлен целый ряд очень разнообразных композиций, таких, как «Реквием» - по произведениям Моцарта, Пушкина, Ахматовой; «Метель» - по «Метелям» А. Пушкина и Г. Свиридова; «Времена года» - по произведениям П.И. Чайковского и лирике русских поэтов; «Забытое имя» - по творчеству А.К. Толстого; «Снежная королева» - по сказке Андерсена и музыке Грига; «Маленький принц»
по повести Антуана де Сент-Экзюпери,  «Онегин» по Пушкинскому «Онегину» и другие.

«Гостиные» воспитывают и у участников, и у зрителей художественный вкус, расширяют культурный кругозор. Здесь удается проявить свои таланты многочисленным учащимся музыкальных школ, а художники с удовольствием участвуют в написании декораций.
 

Начало этой работе было положено в 2003-2004 уч. году спектаклем по повести А.С.Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова. Спектакль задумывался как разовое мероприятие со своими педагогическими задачами, обусловленными сложившейся на тот момент ситуацией в восьмом классе. Успех спектакля позволил продолжить работу уже на постоянной основе. Постепенно складывалась концепция студии, подсказанная накапливающимся опытом. В настоящее время студия существует в следующем виде.


Состав студии не является постоянным, он меняется в зависимости от того, какой спектакль ставится в каждый данный момент. На роли назначаются, с одной стороны, желающие, с другой стороны, приглашаются подходящие учащиеся средней и старшей школы (иногда и начальной школы) для решения тех или иных задач педагогического плана. Таким образом получается, что почти все ученики средней и старшей  школы за время обучения принимают участие в том или ином спектакле. Разумеется, есть группа ребят, которым это настолько интересно, что они участвуют во всех спектаклях и других мероприятиях студии.

        

Студия носит название «Литературно-музыкальная гостиная», что точно отражает характер её деятельности. Может быть, коллектив можно было бы назвать музыкально-поэтическим театром, но это сдвинуло бы акцент на сценические задачи, а они в данном случае не являются главными. Работа над спектаклями студии даёт возможность организовать коллективную деятельность подростков, многообразную и постоянную, в процессе которой они связаны друг с другом и со взрослыми отношениями взаимной ответственности. Хотя студия не ставит своей задачей повышение  актёрского мастерства, работа над дикцией, выразительным чтением, осанкой, пластикой, умением свободно держаться на публике даёт подросткам весьма полезные в жизни навыки.

       

Спектакли студии не являются инсценировками или постановками драматургических произведений. Это в точном значении слова литературно-музыкальные композиции либо на основе какого-то эпического произведения («Метель», «Реквием», «Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне», «Маленький принц», «Евгений Онегин», «Дикие лебеди»), либо тематические («Лицейская годовщина», «Болдинская осень», «К 60-летию великой Победы», «Творчество А.К.Толстого», «Великая княгиня», «Вечер классического вальса», «Творчество И.С.Баха», «Творчество В.А.Моцарта» и др.) или на основе цикла музыкальных произведений («Детский альбом» и «Времена года» Чайковского). Диалоги появляются в спектакле только тогда, когда они есть в произведении. Непременным принципом составления сценариев композиций является сохранение авторского текста, хотя и с неизбежными при больших объёмах произведений купюрами. Благодаря работе хореографа, многие спектакли украшены танцами. Другим важным эстетическим и педагогическим принципом спектаклей студии является исключительно живое исполнение музыки, и только учащимися. Понятно, что в таком случае мы ограничены и в выборе произведений (которые должны быть доступны для исполнения детьми), и в качестве звучания. И тем не менее мы твёрдо держимся этого установления. Живая музыка в спектакле создаёт совершенно особую атмосферу в зрительном зале, а артистам позволяет в процессе создания композиции глубоко пережить произведение, как литературное, так и музыкальное.


Уже из одного списка наших спектаклей ясно, что мы дерзаем брать в работу произведения самого высшего уровня. Это тоже принципиальный момент. Подобный выбор обусловлен тем, что студия, как это уже было сказано, не обучает актёрскому мастерству, а ставит задачей своей работы возможно более глубокое и точное прочтение произведений мировой классической литературы и его сценическое воплощение, а в процессе этого – «проживание» произведения, позволяющее научить любить литературу, глубоко понимать и чувствовать, что такое поэзия. Немаловажной является также возможность для учеников практического усвоения реалий эпохи, её художественного стиля.

        

Итогом такой комплексной работы является спектакль, но внутренняя позиция исполнителей иная, нежели в настоящем театре. Это, повторим ещё раз, не театр. Это ролевая игра. Мы играем не «для» зрителей, мы играем «в» (в «Снежную королеву», в «Маленького принца», в «Евгения Онегина»). Разумеется, чтобы зрителям это было интересно, необходим определённый эстетический уровень спектакля. И всё же эстетические задачи ставятся только в комплексе с педагогическими.



Руководитель студии,        


Свинарчук Ирина Витальевна.