Проекты и затеи / Ролевые игры

Ролевая ИГРА - «Алиса в стране чудес или как время обиделось»

 

- Ах, какое время наступило, какое странное, скажи, Алиса?!

- Да, всё чудесатее, и чудесатее!

 

Заканчивая эту рабочую неделю, я впервые почувствовала — дышится легко и радостно. В школе воздух стал более свежим. После того, как ушел прошлый одиннадцатый класс, мы поняли — предстоит в какой-то мере заново создавать школьный коллектив, детскую здоровую иерархию, свежую и добрую атмосферу. Уход старших мальчиков- оболтусов, сонь, лентяев, но - друзей, помощников, людей, которые всегда подставляли плечо и без зова приходили на помощь. Уход мальчиков и девочек — готовых пожалеть и порадоваться общим ми переживаниями, людей, с которыми мы столько пережили и вместе создали за эти 11 лет бок о бок здесь и в Хороброво, которым было НЕ всё равно какой будет школа и как живет весь школьный народ, людей, которые являли пример живой веры и любви к богослужению — был пока невосполнимой потерей

Ребята честно старались найти себе замену. Мишка тщательно подбирал среди старших — старшего алтарника, и нашел его только в среднем звене школы. И вот школа стала ДРУГОЙ. В ней то тут, то там высовывали голову вовсе не те лидеры, которые могли повести к добру и правде. А те, кто мог- или потеряли уверенность в себе, или просто расслабились. Золотой век учительского психологического благоденствия кончился. Надо было начинать все если не с начала, то с середины. Почему? Потому что нет мальчишек в 11. А девочек всего 4 — и те устали от постоянной нагрузки и гипер ответственности.Потому что в 10 люди хорошие, но нет ни одного человека, который бы учился в школе хотя бы с 5 класса. И всего 3 мальчика. Потому что 9й мальчики своих положительных лидеров, надёжу и опору пока школе не явил

И лето было страшное, жаркое, пожарное. И в Хороброво ездило наших меньше, чем обычно, а множество «чужих» (хоть многие из них и были прекрасны душой и телом) не давали «своему» ядру сформироваться.

 

В общем, год начался тяжело и потянулся, как груженая камнем телега. Не хватало воздуха. Что делать? Как направить энергию драчунов в мирное русло? Как подружить классы? Как вернуть здоровую любознательность и любовь к предмету? Как, наконец, встряхнуть и оживить педагогический коллектив, погрязший в рутине?

Вот тогда Анастасия Сергеевна и предложила сделать ИГРУ. Какую такую игру? А ролевую, или бродилку. Долго выбирали сказку. Выбрали «Алису в стране чудес». Почему? Да потому только, что была нужна игра, а точнее — персонажи веселые, колоритные. Нужны были чудеса, а какая еще сказка ЧУДЕСАТЕЕ Алисы? Нужны были превращения. Всего этого в Алисе хватает. И про науки там немало — есть и география (путешествие! к центру земли!), и мать-и-мачеха, и оооочень много всякого английского и русского языка, словесных игр и каламбуров. Играй — век не переиграешь. А сюжет как-нибудь сами. Придумаем. Стали думать. И придумали! Очень весело было заранее- когда надо было все скрывать от классных наставников и даже — от завуча по воспитательной работе — раз она тоже классная дама!

Учителя требовали правил игры, а их не было. Там начнем — и разберемся! Всем было не на шутку страшновато, все равно, что нырнуть в незнакомое море и отдаться на волю волн. (Главное — чтобы это не оказалось море Алисиных слёз — как в сказке!!!) Меньше других боялись педагоги с Хоробровским опытом — они-то знали, как это бывает, когда из ничего вдруг целый концерт или спектакль. Алексей Юрьевич — птица ДОДО — плёл себе клюв. Михаил Александрович творил финансы в прямом смысле слова — рисовал время — то есть деньги, точнее, денежное время. Еще точнее — минутные деньги! И — ценные мыслями бумаги.

 

Тяжела ли золотая корона? Оказалось, что очень трудно в первый раз сделать реверанс перед королевой. Особенно когда тебе всего два с половиной года и в королев ты веришь всей душой. Приход королевы в детский сад был воспринят со счастливой оторопью. Если бы бабушка Валя не подала пример, реверанс Марусе и Любочке с Анечкой ни за что бы не удался. Но вслед за элегантным книксеном Валентины Михайловны они старательно скривили крошечные ножки, и не отрываясь смотрели на корону. Когда их провели по школе, они вели себя вполне восторженно-очумело (что и требовалось в этот день), но обиделись, что их не отвели к черепахе (старший брат говорил, что у черепахи особенно интересно, там есть прозрачные банки, а в них — большие красивые денежки).

Большим и разумным это тоже давалось не всем и не сразу. Сразу втянулись учительницы — будто все окончили по 2 института благородных девиц и всю жизнь себе приседали перед монархами. Старшие девочки тоже вполне себе весело выражали верноподданническое почтение. Малыши привыкали дольше всех. Их можно понять — два месяца ушло на расставание с детскими шалостями и привычку к порядку, и вдруг ВСЁ встало с ног на голову!!! (Зато теперь, через неделю после игры, именно малыши продолжают весело приседать- за неимением королевы — при встрече с директрисой). Были упрямцы, которые играть боялись, даже пробовали убежать. Даже был заговор. Но, к счастью, его удалось погасить на корню. Работа королевы была проста — ходи себе и ходи, а все приседают и пучат глаза! Иногда можно погневаться немножко и пообещать пришить новую голову. А можно даже снизойти до бесед и шуток с подданными. Нормально, как некоторые говорят, только ноги к вечеру чуть не отвалились. Было видно, что королевство живет бурной жизнью, ничто и никто не стоит на месте, задания заставляют попотеть но, в конце концов, выполняются, и в королевскую казну постепенно возвращается потерянное и убитое было время.

Очень напугался один папа, когда ему велели обнажить голову при виде королевы. Радовался бы, что не шпагу! Надеюсь, он оценил (потом, когда пришел немного в себя) монаршью милость. Так же, как и мама, которой всего лишь напомнили о реверансе.

 

Прошла неделя после игры, и я вдруг поняла — ко мне откуда-то вернулось счастье встречаться каждый день с моими детьми, входить по утрам в школу, спешить на свои уроки, а потом делиться со всеми услышанными за урок от детей умными мыслями. Кажется, как будто звуки стали чётче, и мы стали лучше слышать и понимать друг друга — не злиться на замечания, принимать советы и без чванства выполнять просьбы, а в такой обстановке гораздо легче будет вырасти новому хребту, костяку в нашем школьном организме. Сам школьный организм кажется мне сейчас поздоровевшим, как будто действительно окреп на посвежевшем школьном воздухе. Люди маленькие встречаются с большими, большие — с маленькими, видят друг друга и улыбаются заговорщически, будто знают теперь про вас что-то такое , какой-то секрет, но не бойтесь — никому его не выдадут!

 

 

Королева, то есть, простите, директриса