Обучение / Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся

 

 

Проектная деятельность в начальной школе

 

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских и творческих делах. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

Исследовательская и проектная деятельность входят в учебный процесс нашей школы. Интерес практиков к организации исследовательской работы школьников - не праздный отклик на модное течение в педагогике, он вполне прагматичен, потому, что в первые годы жизни мозг ребёнка создаёт около половины основных соединений между клетками мозга - тех самых путей, на которых в дальнейшем и будет основываться процесс обучения. Исследование, даже самое маленькое, но самостоятельное, значительно ускоряет процесс создания этих связей. Так как время для формирования базисных нейронных сетей небезгранично, то стремление педагогов и родителей сделать за отведённый природой интервал времени максимум возможного является и оправданным, и целесообразным.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие? Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

На первом этапе мы создаём простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и учим презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

С первого же класса начинаем вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Проект- более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом, исследование – это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. Дети начальной школы с интересом участвуют в реализации исследовательских проектов на уроках природоведения, выступают с докладами на школьных конференциях. Обучающиеся начальной школы активно участвуют в реализации длительного проекта нашей школы «Православие и мир». В 2013-2014 учебном году дети занимались изучением географического положения, христианских традиций народа, флоры и фауны таких стран как Грузия, Греция, Австралия, Япония, Узбекистан, Болгария и Аргентина. Результатом этого проекта стала научно- практическая конференция в конце учебного года, на которой обучающиеся представили доклады и презентации по заданным темам.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, участие в Рождественском спектакле, сочинение сказок с использованием приёмов итальянского сказочника Джани Родари, сочинение загадок с последующей публикацией в школьной газете и изготовление совместно с родителями птиц и зверей определённой страны и участие в совместной выставке поделок, сбор тематических коллекций с последующим участием в школьном «Музее одного дня» и т.д. Мы имеем, также удачный опыт длительного коллективного проекта в начальной школе, реализованного в течение трёх лет. Это метапредметный проект «Ратные поля России», начатый в четвёртом классе и законченный в шестом классе, предполагал создание классного Музея Боевой Славы. К концу учебного года планируется завершение этого проекта и открытия классного музея.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры - бродилки и др. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка. Подобные игры-проекты очень сплачивают всех обучающихся школы, учит работать в группах, приносят радость.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством ученых, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Мы приглашаем к сотрудничеству в школу «Образ» учёных, увлечённых людей, которым есть, что сказать и открыть нашим детям и вдохновить их на новый уровень проектной деятельности.

Жукова Галина Николаевна

Организатор проектной работы в начальной школе