Обучение / Основная образовательная программа

Основная образовательная программа

Частного общеобразовательного учреждения

«Школа «Образ»

 

2016-2017 год

Содержание

 

1.       Пояснительная  записка

2.       Общая характеристика организации учебного процесса

3.       Информационная справка о школе

4.       Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

5.       Характеристика основных образовательных программ

        дошкольного образования

        начального общего образования

        основного общего образования

        среднего полного образования

        внеурочной деятельности

и  планируемые результаты их  освоения обучающимися.

6.    Программа применения здоровье сберегающих технологий в начальной и старшей школе;

7.       Программа коррекционной работы;

8.  Система  оценки достижения  планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

9.       Материально-техническая база обеспечения образовательного процесса

10.    Достижения, награды.

 

 

Пояснительная записка

Основная образовательная программа Частного общеобразовательного учреждения «Школа «Образ» составлена на основе:

          Закона РФ «Об образовании»

          Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

          ФГОС второго поколения

          Примерной основной образовательной программы учебного учреждения

          Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации

          Православного компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)

          «Комплексной программы и материалов по  воспитательной и внеурочной деятельности образовательного учреждения».  (Малаховка. Школа «Образ». 2007 год)

          Преемственности программ и традиций православной школы «Образ»

 

Общая характеристика организации учебного процесса

 

«Восстановление образа Божия в каждом человеке есть цель воспитания с позиции Церкви».

 Миссия школы:

·         воспитание христианской веры и любви к Церкви, желания построить жизнь на основе истинных ценностей;

·         возрождение традиционных ремесел, воспитание трудолюбия и усердия, подготовка умелых  мастеров;

·         воспитание  мыслящей личности, умелого и высокообразованного гражданина, способного к дальнейшему самообразованию и самореализации  на благо Церкви, Отечеству и своей семье;

·         взращивание  стремления к созданию во взрослой жизни  полноценной христианской семьи – «малой церкви» на основе традиционных ценностей, пробуждение любви к детям и старикам;

·         воспитание в детях любви к малой и большой Родине – к Святой Руси.

 

Главной особенностью деятельности и, соответственно, основной образовательной программы ЧОУ «Школа «Образ» является построение ее в соответствии с запросом участников образовательного процесса как православной образовательной организации. Программа содержит в себе характеристику  основных направлений деятельности образовательного  учреждения, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.  Программа  построена   с учетом того, что «Школа «Образ»  представляет из себя по сути и содержанию деятельности одновременно и  Центр образования, включающий в себя дошкольную, начальную, среднюю и полную ступень образования, а также и Школу полного дня, где занятия продолжаются с 8.00 до 19.30 и включают в себя комплекс внеурочной деятельности учащихся.

Режим школьного дня включает в себя обязательную динамическую паузу, которая преимущественно проходит на свежем воздухе. Организована доставка школьным автобусом части детей, живущих далеко от школы. Организованно качественное горячее питание с учетом постов по благословению духовника школы.

Большое значение уделяется трудовому воспитанию, творческому развитию, системе внеурочной деятельности, выездным мероприятиям. Школа активно и деятельно сотрудничает с различными образовательными организациями нашей страны и за рубежом.

 

1.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Наименование образовательного учреждения

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа «Образ»

Адрес

Московская область, Люберецкий район поселок Малаховка, Быковское шоссе, дом 7-а

Телефон

84955012009

mail

m.obraz@mail.ru

сайт

www. obraz-school.ru

Директор

Смирнова Татьяна Юрьевна

Тип ОУ

Общеобразовательное учреждение, дополнительно осуществляющее образовательную деятельность по программам дошкольного образования, и дополнительным общеобразовательным программам

Реквизиты лицензии на право ведения образовательной деятельности:

рег. №:76416

серия:

50 Л  01

№ 0008296

Дата выдачи

от 27.09.2016

Срок действия:

бессрочно

Реквизиты свидетельства о государственной аккредитации:

рег. №: 3986

серия:

50 А 01

№ 0001330

Дата выдачи

от 02.11.2016

Срок действия

До 30.05.2026

Реквизиты конфессионального представления Русской Православной Церкви

рег. №: КП-16/42

Дата выдачи

27.12.2016

Срок действия

27.06.2017

Реквизиты свидетельства о внесении в единый государственный реестр

рег. №:

серия: 50

№ 006654596

Дата выдачи

от 25.02.2004

Срок действия

Устав и изменения к уставу

Утвержден:

24.02.2004

Зарегистрирован:

25.02.2004

Реквизиты свидетельства на право владения (использования) материально-технической базы учреждения

Арендный договор с администрацией поселка Малаховка

№65

от 1.01.2005 г.

до 31.12.2030г.

 

Частное общеобразовательное учреждение «Школа «Образ» является  правопреемником Учебно-воспитательного центра «Образ», который  был открыт в подмосковном поселке Малаховка по инициативе группы родителей и молодых преподавателей в 1992 году. Учредителями школы со дня основания являются частные лица  Смирнов Алексей Юрьевич и Смирнова Татьяна Юрьевна.  Решением собрания учредителей Смирнова Татьяна Юрьевна назначена директором ЧОУ «Школа «Образ».

В соответствии с запросом и желанием родителей и учредителей, в результате постепенного и последовательного воцерковления, организация к 1995 году по сути и юридически преобразовалась в православное образовательное учреждение.

Духовными руководителями школы на разных этапах являлись настоятель храма св. Николая в селе Жилино митрофорный протоиерей Владимир Ганин, благочинный Люберецкого и Раменского благочиния протоиерей Владимир Бушуев, настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в микрорайоне Жулебино протоиерей Димитрий Арзуманов, клирик храма Преображения Господня в г. Люберцы иерей Александр Плеханов.  Иерей Александр Плеханов назначен духовником школы в 2010 году в соответствии с указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

28 сентября 2015 году указом митрополита Ювеналия духовным попечителем школы назначен протоиерей Геннадий Ханыкин.

В 2008 году в стенах школы был устроен домовый школьный храм преподобного Сергия Радонежского, приписанный к храму  Преображения Господня. Первое Богослужение в школьном храме состоялось на Пасхальной неделе, во вторник, в 2008 году. Сам храм был устроен по согласованию с благочинным Люберецкого округа протоиереем Димитрием Мурзюковым. По указу правящего архиерея, высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, для совершения Богослужений в школьном храме был выделен священный антиминс.

Каждое утро в школьном храме проходит краткий утренний молебен. Божественная литургия совершается примерно 1 раз в месяц в течение всего учебного года, в основном в дни великих и двунадесятых праздников. На службах поет школьный хор, если все дети готовятся к причастию, то накануне в школе совершается исповедь. На службе обычно присутствуют и жители микрорайона.

Храм является духовным центром жизни школы. Образ преподобного Сергия является  не только тем великим идеалом, тем мерилом правильности жизни, на который ориентируются все участники образовательного процесса, но и главным нашим заступником и ходатаем пред Господом нашим Иисусом Христом.

 

Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

Из  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:

Национальный воспитательный идеал.

Воспитание ориентировано на достижение определённого иде­ала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли прирав­нивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

  В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи под­готовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечест­ва, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла» [1]. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравствен­ностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвова­ния, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального».

Далее в концепции описано отступление от традиционных идеалов России в 90-х гг ХХ столетия.

Концепция  нашей школы с первых дней существования была построена на попытке в период распада государства удержать и  сохранить идеалы традиционной русской школы, построив их не на цеплянии за сомнительные и отвергнутые нами идеи коммунистического воспитания, но на возрождении традиций православной педагогики. Опыт показал, что начатая нами дорога оказалось принципиально новой, но проторенной ни век, ни два, ни пять назад, ни а России, ни в других концах света. Этой дорогой не сговариваясь пошли десятки вновь открывшихся по всей стране образовательных организаций, которые и выработали за 20 лет основные принципы и концепцию нового православного образования в России. Ту концепцию, которая во многих своих пунктах совпала  с Концепцией духовно-нравственного воспитания, выработанной государственной системой к 2010 году, когда всем здравомыслящим и государственно мыслящим людям стало ясно, что не воспитывая Русская школа не сможет ничему научить.

Из «Комплексной программы воспитательной и внеурочной деятельности образовательного учреждения» школы «Образ»:

«В первые годы перестройки возникло ложное, несоответствующее русской культуре, отношение к школе, как к некоему «исполнителю заказа», от которого требуется давать знания, максимально свободные от какой бы то ни было идеологии.

Причина этого объяснима, но время показало, что такой подход приводит только к  отрицательным результатам. Надо понять, что нет знаний вне идей, нельзя выучить не воспитывая, а знания без должного воспитания могут стать страшным оружием в руках беспринципного человека.

Для того, чтобы начать разговор о воспитании, позволим себе небольшое идейно-философское вступление. Потому что прежде, чем рассуждать о том, как мы воспитываем, стоит уточнить, на какой системе ценностей воспитательный процесс строить. Без этого фундамента все теряет прочность и смысл.

Приходит такой момент в жизни почти  каждого, в  обыденность погруженного человека, когда он видит бесполезность своих усилий, бесполезность жизни, ищет путь и не верит, что он есть. Самое большое счастье в этот момент встретить человека, который покажет этот путь, и не  словом, а  примером собственной жизни.

И тут, через человека, может самого немощного и грешного, но человека не сиротливого, имеющего Отца и Мать – через него происходит встреча с ИСТИНОЙ. В таком состоянии мне видится сейчас наше общество и народ – поиграв в свободу, Европу, рынок и т.п. игрушки, человек ощутил себя одиноким и несчастным, а страну свою – униженной и кем-то загнанной в тупик.

Что сейчас нужно людям? Законы? Деньги?

Больше всего сейчас нужен – человек, пример, наглядный пример того, что можно жить радостно и иметь удовлетворение от своего труда.

Таким образом, прежде чем начать разговор о формах воспитательной работы  уточним, что основой воспитательного процесса является личность педагога, а главной формой воспитательного воздействия – воспитание личным примером.

Из  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:

«Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществля­ется на основе:

  нравственного примера педагога;

  социально-педагогического партнёрства;

  индивидуально-личностного развития;

  интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которы­ми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче­никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных цен­ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя».

Приведенные цитаты со всей очевидностью показывают, почему воспитание педагогического коллектива, взращивания его как христианской общины, постоянное духовное возрастание педагога  под руководством духовных наставников в лоне матери-церкви, а также профессиональный рост и совершенствование педагогического мастерства является основной задачей и методом совершенствования педагогической системы нашей школы.

Педагоги школы вместе с детьми посещают Богослужения в домовом храме Преподобного Сергия, принимают участие в таинствах Церкви, совершают паломничества, работают в летнем лагере. Таким образом, слова школьного гимна «Наставники, ученики, /Мы с вами здесь по духу близки/ – Мы братья и сёстры, /Единые во Христе!» - коллектив старается воплотить в своей жизни и служении.

Принцип добросовестности, как основное требование к мирской жизни христианина, в равной степени является главным  как для учащих, так и для учащихся. Особенное значение придается профессиональному уровню педагогов.

Количество педагогов, прошедших за последние 4 года курсы повышения квалификации - 21 человек.

Количество педагогов, принявших участие в муниципальных мероприятиях – 6 человек.

Педагоги, принимавшие участие в областных и федеральных конкурсах и мероприятиях - 19 человек.

Из «Комплексной программы воспитательной и внеурочной деятельности образовательного учреждения» школы «Образ»:

«Что же может и должно стать целью и мотивом получения образования? Это должны быть традиционные для русского народа ценности служения – Богу, Отечеству, своему народу, своим ближним…  Искать ответы на вопросы педагогики мы пытаемся в традициях русской национальной культуры и православной педагогики, в трудах лучших педагогов советской школы

Особое внимание в воспитании уделяется традициям русской народной культуры, к укладу традиционной жизни. Со времен Киевской Руси славилась Русь высоким образованием, соединенным с высокими духовно-нравственными идеалами. Славилась строгостью семейных устоев, яркостью праздников, хлебосольством, своими умельцами-ремесленниками, готовыми в любую минуту стать отважными и сильными воинами.

Умели трудиться, пировать, воевать. Умели детей родить и достойными людьми вырастить. И эта модель общества жила в среде русского крестьянства вплоть до середины ХХ века, что подтверждается и победой в Великой Отечественной Войне. Черпая из бездонного, чистейшего источника русской традиционной культуры, уклада русской жизни, форм воспитания и образования, устроения семьи, традиций гулянья и хлебосольства -  только черпая из этого чистого родника, сможем мы понять в себе человека, возродиться самим и взрастить детей наших в полноте детской радости и ответственного отношения к дару жизни.

Cистема образования в ЧОУ «Школа «ОБРАЗ» строится на признании приоритета духовно-нравственных ценностей во всей жизни и деятельности человека.

 Таким образом, формирование правильных здоровых жизненных ценностей составляет ядро всех образовательных программ, влияет на структуру учебного плана, формирование основных методических и педагогических принципов работы.  Такая работа возможна только при условии тесного взаимодействия, точнее, творческого сотрудничества с семьями.

Основными целями всей образовательной системы школы можно назвать:

-   воспитание любви к Отечеству через погружение в родную культуру, через опытное познание традиций Святой Руси – вот идеальная, высшая цель всего образовательного и воспитательного процесса;

-   человек, познавший радость созидания, творческий, думающий, обладающий необходимым багажом добрых и полезных знаний, гражданин,  неравнодушный к судьбе Отечества, способный внести свой вклад в возрождение и развитие родной культуры, умеющий ради Бога и ближнего своего пренебречь комфортом и благополучием личной жизни – вот идеал выпускника, к воплощению которого  стремится наш педагогический коллектив;

-   воспитание мужей – защитников Отечества, ответственных и трудоспособных глав семейств и жен – верных, целомудренных, заботливых матерей – вот другая, неотъемлемая часть этого идеала;

-   воспитание вдумчивости, внимания, послушания, добросовестности и усердия – вот те главные  качества, которые хотелось бы воспитать в человеке;

 

Прежде чем описать отдельные элементы этой системы, остановимся на основных принципах воспитательной работы в школе:

-  школа живет под руководством Церкви, оценивая всю свою жизнь и деятельность с позиций догматов Священного писания и учения святых отцов;

- школа и семья придерживаются единых принципов воспитания, осуществляют их в своей жизни;

-   школа строится по иерархическому принципу, в основе которого любовь, забота и ответственность старших, в ответ – в любви и доверии осуществляемое послушание младших;

-   главный принцип – воспитание личным примером, совместная общинная жизнь педагогического и детского коллектива, где «радость и горе – пополам»;

-   одно из центральных мест в образовательном процессе отводится художественным ремеслам, на занятиях которыми учащиеся на практике приобщаются к ценностям и традициям родной культуры, постигают законы красоты и гармонии;

-   именно в труде воспитываются добросовестность и усердие. А « от рук и голова  умнеет» – как гласит русская пословица;

-  основной ритм школьной жизни определяется церковным (от Рождества до Пасхи) и школьным (от Первого к Последнему звонку) календарем».

Всякий, кто познакомился с  Государственной Концепцией духовно-нравственного воспитания, снова найдёт множество отрадных совпадений.

Продолжим цитаты из «Комплексной программы воспитательной и внеурочной деятельности образовательного учреждения» школы «Образ»:

 «Для того же, чтобы наша педагогика соответствовала психологическим особенностям развития ребенка, необходимо придерживаться еще  нескольких принципов:

          -    не спешить с ранней интеллектуальной подготовкой школе, но больше уделять внимания в дошкольной подготовке и в начальном звене фольклору, игре, движению, художественной деятельности;

-     учитывать разницу натуры мальчиков и девочек, ни в коем случае не нивелировать это различие, где можно – вводить раздельное обучение;

-    избегать перегрузок за счет оптимизации учебного процесса и методик преподавания;

-     воспитывать целомудрие и оберегать детей от пороков;

-     прививать здоровую систему ценностей»

 

Следуя этим принципам, в школе последовательно соблюдаются следующие правила: 

·                 уклад жизни школы выстроен в соответствии с традицией русской Церкви, семьи, традиционного общества. 

·                 воспитание мальчиков и девочек строится на принципах целомудрия,  в духе дружбы,  братства, традиционных семейных ценностей;

·                 в начальной школе в большей части классов проводится принцип раздельного обучения мальчиков и девочек;

·                 принцип раздельного обучения мальчиков и девочек соблюдается в преподавании физкультуры и технологии с 1 по11 классы;

·                 ведется тщательное наблюдение за взаимоотношениями детей и  на принципах  соработничества  и стремления в будущем к христианской семейной любви;

·                 исключено раннее половое воспитание, нецеломудренные шутки и беседы,  проведение конкурсов красоты и т.п. мероприятия;  в школе введена аккуратная и скромная форма, запрещена косметика,  яркие украшения и неаккуратные прически, подобные требования предъявляются и к педагогам;

·                 за курение, употребление алкогольных напитков, матерные слова, нецеломудренное поведение учащиеся исключаются из школы по решению педагогического совета.

 

Принято считать, что воспитание  учащихся осуществляется во внеурочной деятельности. Но это не так. Школа воспитывает всегда, а если она не воспитывает, то  значит,  разлагает человека. Основное воспитание происходит непосредственно на уроках. Выше сказано о роли личности учителя. Не меньшее значение для воспитания имеет содержание и форма преподавания учебных предметов.

Содержание таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, русский язык напрямую связаны с воспитанием личности. Но даже на самых идеологически нейтральных уроках учитель воспитывает в учащемся  волю, усердие, добросовестность. Взаимоотношения детей во время урока учат их слышать, понимать, терпеть и уважать своего ближнего. Снисходительно относиться к чужим промахам и строго - к свои собственным. Это ли не исполнение заповеди любви к ближнему своему? 5 заповедь – почитание родителей тоже воспитывается в умении уважать и слушаться старшего - преподавателя.

В преподавании основных предметов в школе проводятся принципы эвристического и проблемного обучения, воспитывающие свободу и самостоятельность мышления. На уроках главной становится педагогика сотрудничества, подкрепляемая идеей христианского соработничества.

 

«Драмкружок, кружок по фото, и плясать, и петь охота», - говорится в старой школьной частушке. Эти слова вполне характеризуют жизнь многих наших школьников. Опыт подтверждает, что чем больше человек занят (при условии, что занят он интересными для него делами), тем больше он успевает. И, напротив  – «праздность – матерь всех пороков»- гласит древняя мудрость,  «праздность — корень всему злу, особливо военному человеку», - говорил  Александр Васильевич Суворов.

В школе «Образ»  созданы большие возможности для того, чтобы дети и после уроков не пребывали в праздности, но нашли занятие, соответствующее их склонностям и талантам.

Жизнь человека подчинена календарному циклу. Хорошо, когда календарь строится по принципу «Делу время – потехе час». Цикл праздничных мероприятий в школе выверен годами.  В нём мало лишнего – иначе на «дело» не останется времени. Осенью как центральный выбирается иногда престольный праздник – память преподобного Сергия Радонежского, иногда следующий за ним праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Зимой - Рождество Христово, весной, конечно, Пасха, но празднуем ее не сразу, а на протяжении 40-дневной Пасхалии, после каникул.

Покров, Рождество Христово, Пасха – притягивают к себе весь «календарь», так как подготовка к ним  начинается заблаговременно. В программу подготовки включаются все мастерские, все классы, каждый имеет свою отдельную задачу.

 

Коллективный творческий проект (Общий цикл осуществления – 11 лет)

К Рождеству Христову вся школа готовит большой спектакль-действо, в котором участвует теперь уже около 200 героев – то есть все учащиеся. Заранее изготавливаются  декорации, разучиваются песни, танцы.

 К настоящему времени директором школы Т.Ю. Смирновой  сочинено 11 сценариев Рождественских спектаклей, которые следуют один за другим и таким образом не повторяются на протяжении школьных 11 лет ни у одного ученика. Все сценарии изданы  в виде брошюр, 2 опубликованы в серьезных изданиях, размещены на различных православных сайтах. 

Все сценарии и сценарные идеи построены так, что каждый класс со своим классным наставником выполняет отдельную самостоятельную творческую задачу, осуществлению которой всегда помогают родители. Этот принцип, а также то, что дальше это самостоятельно дело становится важной и неотъемлемой частью общешкольного коллективного проекта-действия, имеет огромное воспитательное значение.

В творческих проектах и в работе детей на студиях мы основываемся на понимании того, что свой талант Бог дал каждому человеку. В большей или меньшей степени талантливы все, но не все знают как и не все решаются «пустить свой талант в оборот».

В нашей школе петь, рисовать и выходить на школьную сцену боятся только «новенькие». А для остальных это спокойная органичная форма детского послушания, которую они выполняют добросовестно и с удовольствием. Слово «надо», понимание общей задачи помогает преодолеть упрямство, робость и стеснение.

Из гражданских праздников мы выбираем 9 мая – День Победы.  Подготовка к этому празднику тоже начинается заблаговременно. 

·    Ежедневно за трапезой учащимся читаются поучительные рассказы из истории Великой Отечественной войны.

выставки «семейный альбом».

·         Школьный хор дополняет свой репертуар песнями времён   войны и о войне.

·         Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, окончившими школу в июне 1941г.

В те годы, когда Пасха совпадает или очень близко к 9 мая, мы составляем единый Пасхально-победный сценарий, что соответствует и исторической правде, ведь день победы 1941 года пришелся на Пасху!

 

В воспитании патриотизма и любви к Отечеству нет направления важнее краеведческой работы.

В школьных классах открыто три музейных  экспозиции:

·         Музей царственных мучеников и страстотерпцев

·         Музей трех великих битв

·         Церковное краеведение ХХ столетия. История гонений и возрождения церковной жизни.

Учащиеся принимали участие в подготовке экспозиций, готовят доклады, проводят экскурсии по музеям. Работает музейный кружок, участники которого ведут краеведческие исследования.

В рамках проектной деятельности на протяжении нескольких лет школа осуществила и осуществляет общие комплексные познавательно-творческие проекты.

 

Комплексный творческий и научно-познавательный проект  «Изучаю православный мир» начался со сложного  проекта 2011-12, 2012-13 учебных лет «Всем известно, что земля начинается с Кремля». Проект включал в себя комплексные научно-исследовательские практические задания по изучению отдельных частей нашей столицы, от древности до наших дней и завершался весенней общешкольной игрой-путешествием «А я иду, шагаю по Москве»

В 2013-14 угоду, начиная с 1 сентября, проект «Православие в мире», где каждый класс получил свой объект изучения – одно государство из 14,  от Грузии до Кении.

В  2014-2015  - школа работала по проекту литературное краеведение – год Литературы.

В 2015-16 -  по проекту «Изучаем Грецию». Была проведена исследовательская работа и общешкольная конференция, музеи одного дня, концерт.  Проект завершился поездкой учащихся-победителей в паломническую поездку в Грецию.

 В 2016 -17 году школа работает по проекту « История ХХ века в истории моей семьи». Принимают участие все школьники и их семьи с 1 класса по 11.

Ролевые игры-бродилки.

Также в рамках творческой и познавательной деятельности стали проводиться с 2011 года игры-бродилки по станциям. Творческие задания, облеченные в сказочную и игровую форму, включают большое количество заданий, развивающих нестандартное мышление, любознательность и креативность. В 2016-17 году проводится игра-бродилка «Спасаем Нарнию», по всем повестям цикла «Хроники Нарнии.

 Поездки и паломничества.

В рамках осуществления ФГОС и в соответствии с образовательной концепцией школы, учащиеся начальной школы системно посещают театры, музеи, планетарий, океанариум.

Во время зимних каникул организуется поездка со спектаклем в другие регионы и дружественные школы. В 2013-14 году осуществилась поездка на 60 человек в Тверскую и Ярославскую области с постановкой новой Рождественской сказки, включающая участие в Богослужении и экскурсионно-паломническую программу.

На Пасхальных каникулах организуются паломнические поездки.

В течение учебного года учащиеся выезжают в театры, музеи, однодневные паломничества.

 

Летний лагерь.

Школа является одним из учредителей летнего оздоровительного лагеря «Хороброво» в Ярославской области. Ежегодно не менее 60 учащихся школы летом отдыхают и обучаются в лагере «Хороброво».

В осенние каникулы учащиеся по желанию  выезжают в лагерь для трудового десанта по сбору ивового прута.

 

Характеристика основных образовательных программ и  планируемые результаты их  освоения обучающимися

В школе «Образ» реализуются программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного образования и комплекс внеурочной деятельности. Школа работает в режиме полного дня.

Дошкольное образование

Дошкольное образование осуществляется в следующих формах:

·         разновозрастная группа  детского сада для детей от 3 до 7 лет (полный день пребывания)

·         группа раннего развития для детей от 2 до 4 лет (один раз в неделю)

·         группа подготовки к школе для детей 6-7 лет (три раза в неделю, всего 12 часов)

Занятия по подготовке к школе  организованы 3 дня в неделю, по 4 урока в день в две смены.

Уроки проходят по основным школьным предметам и творческим предметам. В обучение входят: звуковая культура речи, ознакомление с окружающей природой, элементарные математические представления, изобразительное искусство, лепка, керамика, пение. Принимаются дети, которые идут в первый класс ЧОУ «Школа «Образ» в следующем году. Основной упор обучения идет на развитие мышления. В школе проходят праздники, выставки детских работ с участием учеников подготовительной группы.

Программы:

  1. Звуковая культура речи, ознакомление с окружающей природой  - К.Д. Ушинский «Родное слово» (по И.А. Горячевой); 
  2. Элементарные математические представления – Е.Д. Колесникова «Математика»;
  3. Для обучения письму используются прописи – В.Ю. Лузакова «Шаг за шагом»;

Планируемые результаты их освоения учащимися:

Психолого-педагогическая адаптация и подготовка детей к школе. Освоение основных навыков слушания, развитие внимания, памяти, коррекция поведения, раскрытие творческих способностей, способности к адекватной самооценке и самоанализу, навыки послушания. Первые навыки благочестия, в том числе поведения в Храме во время Богослужения и на общей трапезе. Получение знаний, необходимых для успешного освоения программы 1 класса.

Начальное общее образование

Начальное общее образование осуществляется в семи классах (параллели по два класса 1, 2 и 4 и один 3 класс) с 1 по 4. В параллельных классах проводится принцип гендерного (раздельного) обучения мальчиков и девочек. Наполняемость классов от 10 до 18 человек, исходя из санитарно-эпидемических норм для соответствующих размеров учебных помещений.

В школу  принимаются только дети,  которым до 1 октября текущего учебного года исполнится 7 лет,  и только в том случае, если предварительное тестирование или результаты наблюдения педагога-психолога, ведущего подготовительную к школе группу, подтверждена психофизическая готовность ребенка к систематическому школьному обучению.

Программа начального общего образования.

Базовой программой, по которой ведётся обучение в начальных классах школы «Образ», является программа «Школа России» .

        Учебно-методический комплекс  "Школа России" получил самое широкое признание в школах Российской Федерации. Он был создан в 2001 году и с тех пор успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС НОО.

        УМК "Школа России" сегодня - это мощная, открытая, развивающаяся информационно-образовательная среда, которую отличают:

- комплексность, преемственность и системность в решении образовательных задач начального общего и основного общего образования;

- единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий современные запросы и интересы как детей, так и педагогов;

- значительный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

- эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

  

Система учебников "Школа России" включает следующие предметные линии

1.Предметная линия учебников "Русский язык", авторы В.П. Канакина,                              В.Г. Горецкий, включающая курс "Обучение грамоте" по учебнику "Азбука"

2. Предметная линия учебников "Литературное чтение", авторы Л.Ф. Климанова и др.

3. Предметная линия учебников "Математика", авторы М.И. Моро и другие.

 4. Предметная линия учебников "Окружающий мир", авторы А.А. Плешаков и другие.

 5. Предметная линия учебников "Технология", авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева.

 

В обучении используется здоровье сберегающая технология В.Ф. Базарного, обучение каллиграфии, используются методические принципы и элементы программы                            К.Д. Ушинского, методически осмысленные и переработанные И.А. Горячевой.

В рамках внеурочной деятельности, с целью развития универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов введен предмет «Проектная деятельность» по следующим направлениям: «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики».

В рамках внеурочной деятельности также разработана программа экскурсионных  и паломнических поездок специально для  начальной школы. (См. Приложение 5.)

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в учебный план добавлен третий час физической культуры в 1 классе. Вместо третьего часа физической культуры во 2-4 классах введен предмет «Народный танец».

Одной из особенностей организации учебного процесса, с целью возможности более полного творческого погружения в предмет и достижения более эффективных результатов творческой деятельности, является введение спаренных уроков по изобразительному искусству и технологии.

 

Основное общее образование

Основное общее образование получают школьники в классах с 5 по 9. Наполняемость классов от 20 до 10 человек. В 9 классе до 2013 года проходила итоговая государственная аттестация в традиционной форме, весной 2014 года экзамены будут проводиться в форме ГИА. Создаются условия для подготовки ГИА не только в процессе обучения в рамках учебного плана, но и за счет дополнительных и индивидуальных занятий по предметам.

За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана в учебном плане школы выделены  дополнительные часы для расширенного изучения  учебных предметов:

·             в 5-9 классах

  При проведении учебных занятий по  предмету «Иностранный  язык», в силу наполняемости классов не более 20 человек, деление классов на две группы осуществляется по решению педагогического совета в целях еще большей индивидуализации учебного процесса в 5 и 6 классах. При проведении учебных занятий по «Технологии» все классы делятся на подгруппы для проведения занятий с мальчиками и девочками раздельно по разным направлениям и программам.

Межпредметные и метапредметные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане и преподаются по выбору учащихся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Дополнительно к стандарту образования изучаются и осваиваются следующие направления: «История православной церкви», «Литература – подготовка к Единому государственному экзамену», «Литературно-музыкальная гостиная», «Журналистика», «Краеведение, музейное дело», «Хоровое и церковно-хоровое пение», «Фольклор»,  «Резьба по дереву», «Плетение из ивового прута», «Роспись по фарфору», «Фигурное катание», «Рукопашный бой» -  мальчики,

            В школе организована социальная практика. Обучающиеся в рамках дополнительного образования участвуют:

·                 в патронате  совместно с организациями Русской православной церкви патронируют инвалидов и ветеранов, проживающих в близлежащем районе (микрорайон «МЭЗ») и нуждающихся в помощи

·                 в патронате детских домов, социальной больницы, Дома ветеранов.

·                 в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры (проводят мастер-классы по традиционным ремеслам  и искусствам)

·                 в ряде детских и молодежных общественных проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность (благотворительные ярмарки, миссионерские поездки, крестные ходы).

Одной из особенностей организации учебного процесса является введение спаренных уроков по изобразительному искусству,  технологии и другим дисциплинам в соответствии с методикой погружения в учебный предмет.

 

Среднее общее образование

Среднее общее образование осуществляется на базе двух классов – 10 и 11. В 2016-17 году планируемая наполняемость составит  10 и 6 человек.

Учебный  план    для 10 – 11 классов основан   на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане школы  как на  базовом, так и на профильном уровне.

В результате совместного обсуждения с обучающимися и их родителями   выбраны для изучения  в филологическом профиле два предмета:  русский язык (3 часа в неделю) и литература (5 часов в неделю).

Несмотря на выбор профиля гуманитарной направленности, школа не посчитала целесообразным выбор учебного предмета «Естествознание», но выделила в учебном плане часы для самостоятельных учебных предметов  «Физика» (2 часа в неделю), «Химия», «Биология» «География» (по 1 часу в неделю) на базовом уровне.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются  в составе данного предмета.

За счет часов вариативной части в учебном плане школы выделены дополнительные часы в 10 - 11 классах на развитие содержания образования следующих учебных предметов:

·     Математики (2 часа в неделю)– с целью развития логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе; подготовки к единому государственному экзамену;

·     Истории России (1 час в неделю) - с целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся.

            Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане, и преподаются по выбору учащихся во второй половине дня в рамках дополнительного образования.

 

При реализации базисного учебного плана используются   учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников.

Обучение по программам внешкольного и дополнительного образования в школе «Образ» ведется по 6 направлениям в рамках школы полного дня. Кроме того, большая часть учеников  школы  обучается в Малаховской школе искусств. Для удобства учащихся часть занятий музыкальных классов (фортепиано, сольфеджио) и художественных классов    ( рисунок, скульптура) проводится  в помещениях школы «Образ». Кружки и студии работают с 14.00 до18.30. В 17.00 организован ужин для всех детей, занимающихся в режиме школы полного дня. Часть занятий посещают все учащиеся.

 

Религиозный компонент присутствует как в содержании и концепции преподавания гуманитарных предметов, так и в форме преподавания специальных дисциплин.  Во классах с 1 по 3 учебный курс «Основы православной веры» одни час преподается в рамках внеурочной деятельности, в классах с 5 по 9 учебный курс «Основы православной веры»  1 час  включен в основной учебный план и ещё 1 час преподается в рамках внеурочной деятельности,  в 10-11 классах 2 часа «Основы православной веры» (История православной церкви.  Литургика. Нравственное Богословие.)  В 4 классе в соответствии с ФГОС преподаются «Основы православной культуры». Установлен обязательный переводной экзамен по православию в 5-8 и 10 классах.

В предмет «музыка» включено обучение церковному пению и изучается песенный репертуар, связанный с праздничным циклом Церковной жизни.

В классах с 5 по 8 в рамках внеурочной деятельности преподается церковнославянский язык. Для повышения статуса предмета и ответственности учащихся за качество его изучения вопросы по церковнославянскому языку включены в экзаменационные билеты по православию.

 

Направления внеурочной деятельности

Кружки и студии в рамках этих направлений:

1.               Духовно-нравственное.

Программы по Православию по 4 ступеням:

·                 дошкольное – интегрировано в содержание предметов «звуковая культура речи» и «ознакомление с окружающей природой», а также изучается в процессе всей воспитательной работы через уклад дошкольной жизни;

·                 «Первые шаги в православном храме» - начальная школа;

·                 «Введение в православие» по программе и учебнику протоиерея Серафима Слободского – 5-7 классы;

·                 «Изучение Ветхого Завета» - 8 класс,

·                 «Сравнительное Евангелие» - 9 класс,

·                 «История православной церкви. Основы Литургики. Нравственное Богословие» - 10-11 классы.

·                 Церковно-славянский язык – 5-8 классы.

2.               Художественно-эстетическое и художественно-ремесленное.

Дошкольное образование:

·                 Творческое развитие - для малышей от 2 до 4 лет

·                 Керамика,

·                 Изобразительное искусство

·                 Музыка

Начальная школа:

·                 Изобразительное искусство

·                 Керамика

·                 Художественный текстиль (девочки)

·                 Резьба по дереву, выпиливание (мальчики)

·                 Фольклор

·                 Хор

·                 Игра на балалайке, оркестр

Основная и полная школа ( с 5 по 11 класс):

·                 Литературно-музыкальная гостиная

·                 Хоровое и церковно-хоровое пение

·                 Фольклор

·                 Плетение из ивового прута

·                 Роспись по фарфору

3.               Общеинтеллектуальное

Начальная школа:

·                 Книголюбы, литературное творчество

·                 Проектная работа

·                 Практическое краеведение (экскурсионная работа)

Основная и полная школа ( с 5 по 11 класс):

·                 Литература – подготовка к Единому государственному экзамену

·                 Биология – подготовка к ЕГЭ

·                 Анализ художественного текста

·                 Журналистика

·                 Краеведение, музейное дело

4.               Трудовое:

·                 Просфоропечение  ( с 1по 8 классы)

5.               Спортивное

Начальная школа:

·                 Фигурное катание -

·                 Рукопашный бой

Основная школа:

·                 Рукопашный бой

6.               Специальные программы  учреждения дополнительного  образования, «Малаховская школа искусств»:

·                 Фортепиано

·                 Сольфеджио

·                 Музыкальная литература

·                 Хор

·                 Рисунок

·                 Скульптура

·                 История искусств

 

 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

( Составлена на основе программы «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе» Владимира Фёдоровича Базарного).

Программа «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе» В. Ф. Базарного внедряется и используются комплексно в 1-4 классах  и частично в 5-6 классах школы «Образ» с 2007 года. За это время создана и периодически обновляется необходимая материальная база, проводится необходимая методическая работа по сопровождению программы.

На протяжении 30 лет автор здоровье сберегающей педагогики  Владимир Фёдорович Базарный исследует состояние здоровья детей в школе. Сотрудники его лаборатории обнаружили и доказали, что у современных школьников диспропорции телесного развития составляют 97, 4% - это нарушение осанки, отклонения в весе, пониженное зрение, расслабление мускулатуры.  К этим проблемам приводит то, что дети в школе подолгу сидят, низко склонившись над партой, у них мало движения. Из-за этого смещаются внутренние органы, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, появляется плоскостопие, проблемы в развитии таза. И девушки, и юноши всё чаще вырастают хилыми, со слабым здоровьем. Для решения этой проблемы доктор медицинских наук В.Ф. Базарный разработал целостную систему обучения, которая сохраняет здоровье детей. Она апробирована на протяжении более 20 лет. Это программа «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе».

1.               Одной из главных составляющих программы является терапевтическое  значение обучения каллиграфии, эстетическому чистописанию. С 1996 года в нашей школе обучение письму велось по специальным программам, разработанным внутри нашей школы учителем русского языка И.А. Горячевой. Горячева использовала пинципы Ушинского, наработки Вальфдорфских педагогов, новаторские поиски гимназии «Радонеж». С тех пор  до настоящего времени при обучении письму в начальной школе дети первоначально писали и пишут карандашом, потом открытым пером, затем перьевой ручкой-непроливайкой. Школа сама не раз издавала комплекты учебных прописей с косой линейкой-ячеечкой, сами разработали модели и изготавливаем чернильницы-непроливайки. Всё это полностью совпало с программой Базарного и было подкреплено мощной медико-психологической аргументацией.

2.               Важной частью данной педагогической технологии является использование конторок, которые с этой целью приобретены для начальных классов школы. Конторки - это учебные столы с наклонной поверхностью, которые регулируются по росту ребенка, учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются стоя, а когда устают, то могут присесть за парту. Отработана методика смены положения «стоя»-«лёжа» и обмен детьми стола на конторку в течение урока без нарушения учебной дисциплины. Благодаря конторкам ребенок сам или с помощью учителя регулирует свою активность. Это устраняет серьёзную проблему - физическое расслабление во время уроков (по 4-8 часов в день на протяжении многих лет).

Дети растут благодаря двигательной активности. Обычные школьники растут больше во время каникул, и этот неравномерный рост создаёт нагрузку на сердце и сосуды. Дети, которые учатся за конторками, растут весь год, и у них меньше нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

3.                В состав каждого урока включены физические упражнения . Они направлены на координацию руки и глаза, общую координацию движений, художественную пластику и т.д. Эти упражнения развивают и воображение ребёнка, они проводятся в игровой форме.

 Ребёнок, который сидит за партой, смотрит на предметы с одного и того же расстояния. Это способствует появлению проблем со зрением. В здоровьесберегающей педагогике многие упражнения выполняются в подвижных играх. Это даёт возможность переключать зрения с ближнего на дальнее расстояние, позволяют ребенку проявлять инициативу и ориентироваться в пространстве. Периодические дети выполняют упражнения, занимаются на офтальмотренажере. Всё это положительно влияет на зрение, формирует активного и подвижного ребёнка. 

 В классах на стенах висят специально нарисованные широкоформатные панно с изображениями природных ландшафтов, соответствующих данному времени года. Такие панно помогает смягчать воздействие замкнутого пространства. На потолках – зрительные тренажёры.

4.             Особое значение в программе В.Ф. Базарного уделяется  ручному творчеству. В этом отношении можно сказать. Что мы осуществляем этот здоровье сберегающий принцип со дня основания нашей школы. Художественным ремеслам и ручному труду уделено особое внимание во всех основных и дополнительных  программах нашего учебного заведения. Ребенок своими руками создает трудное в исполнении ручное изделие – плетет из ивового прута, валяет из шерсти, режет или пилит дерево, лепит из глины и т.д. Это развивает способность ребёнка совершать длительные целенаправленные действия, повышает уровень развития и саморегуляции ребенка, повышает мотивацию к обучению. Также ручное творчество является профилактикой гиперактивности (СДВГ). 

5.              Образное мышление очень важно для детей, в обучении активно используется наглядность. Использование образов в обучении детей способствует развитию воображения и морально-этической сферы школьника. Кроме того проводятся уроки-экскурсии, дети активно делают макеты, модели, рисуют иллюстрации.

6.             Значение музыки. Пение в хоре развивает творческие способности каждого ребёнка, известно, что многие успешные люди в детстве пели в хоре. Хоровому пению уделяется особое внимание в обучении. Это совпадает и с концепцией духовно-нравственного развития, и с программой эстетического воспитания. Все учащиеся поют в хоре, учат ноты, привыкают к пению многоголосия. Можно сказать. Что с хорового пения во время утренней молитвы начинается школьный день, оно сопровождает его во время общей трапезы, присутствует в особо торжественных случаях – поздравление, церковные службы в праздники. Спевки хора в рамках дополнительного образования проводятся не реже 1 раза в неделю. По мнению Базарного, дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, пение расслабляет, снимает стресс. Кроме того, занятия пением развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Во время самостоятельной работы и чтения в классах звучит классическая музыка.

Утраиваются концерты классической музыки, исполняемой «вживую», на инструментах, учащимися музыкальных школ и студентами.

7.             Раздельное ( гендерное) обучение мальчиков и девочек.

« Исследования подтверждают: и психологические, и физиологические, и социально-ролевые характеристики мальчиков и девочек имеют качественные различия, выполняющие в биогенетическом, духовном и социальном развитии разные жизнеполагающие предназначения». В.Ф. Базарный

Стремление к раздельному обучение, понимание его благотворной роли в образовании и воспитании с первого года было осмыслено в концепции нашей школы. НО осуществление его реально связано с возможностями помещений, наполняемостью классов. Когда нам удается открыть параллели, то мы организуем их не по пропорциям 1 к 1, а по гендерному принципу. В настоящее время у нас три параллели -1-ые. 2- ые и 4ые классы. В классах «а» учатся мальчики. В «б» - девочки. Опыт показывает несомненную полезность такого разделения для умственного и психического развития школьников. Одна из причин разделения состоит в том, что мальчики по физиологическим и психологическим показателям развиваются в школьном возрасте на 1-2 года позже. Это связано с их гормональным развитием. Когда мальчики и девочки обучаются по одной программе, девочки опережают мальчиков. Это ведёт к заниженной оценке результатов мальчиков, и как следствие, снижает их самооценку, формирует неуверенность в своих силах. Более того, у них появляется бесполая модель поведения. Мы дополним эту аргументацию тем, что у правильно воспитанных мальчиков и девочек различаются сфера интересов и способы восприятия. Соответственно, в мальчуковых и девичьих классах учителя зачастую по-разному строят объяснение нового материала, логику беседы, систему аргументации. У мальчиков  с детства нужно больше апеллировать к логике, у девочек – к сердцу, к образу.

«А теперь попытаемся назвать те признаки, которые возвышают человека над низшей жизнью. Это чувство прекрасного, совести, любви, милосердия, ответственности, чести, достоинства, а для мальчиков – мужества, воли, отцовства,

для девочек – нежности, материнства и т.д. Совокупность всех этих качеств чувств 

и есть то, что мы называем душой!» В.Ф. Базарный.

8.               В программу воспитания и обучения заложено формирование духовных и моральных ценностей. Это важно для высшего духовного развития человека, освоения норм поведения, принятых в обществе. Программа учитывает разницу в социальных ролях мальчиков и девочек, помогает каждому освоить адекватную роль – для мальчиков мужество, ответственность, великодушие, для девочек – заботу о ближнем, готовность к воспитанию детей, милосердие, мягкость и другие качества.

Как видите, и здесь принципы программы базарного полностью совпадают с основополагающими принципами воспитания в православной школе.

 

Программа коррекционной работы

В штате педагогических работников школы имеется психолог и логопед. Обязанностью этих сотрудников является первоначальное медико-психологическое обследование школьников и дальнейшее их сопровождение в пределах доступной им компетенции.

В условиях детского сада  коррекционная работа строилась на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего  недоразвития у детей»:  «Логопедическая работа с детьми 1 уровня речевого развития» - авторы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, «Логопедическая работа с детьми 3 уровня речевого развития» - авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

            Основным содержанием коррекционной работы с детьми  1 уровня речевого развития являются следующие направления: развитие понимания речи, развитие активной подражательной речевой деятельности,  развитие внимания, памяти, мышления детей.

            Основным содержанием коррекционной работы с детьми 3 уровня речевого развития были следующие направления: продолжение работы по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка, произносительной стороны речи, самостоятельной развернутой фразовой речи

            Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и т.д.) В дидактических логопедических играх с предметами, картинным материалом дети усваивают  названия посуды, одежды, игрушек и т.д. («Что мы надеваем?», «Собери игрушки», «Одежда – обувь» и др.)

           Большое внимание уделяется на занятиях развитию активной речи: детей, находящимися на 1 уровне речевого развития,  учат  называть родителей, родственников, имена детей, кукол, подражать голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов,  развивала  артикуляционную моторику, речевое дыхание, направленную воздушную струю речевого. Детей,  находящихся на более высоком уровне речевого развития -  самостоятельно отвечать полным ответом на поставленные вопросы, фонетически и грамматически правильно оформлять свои высказывания, пересказывать небольшие тексты и сказки, составлять рассказы, опираясь на серию сюжетных картинок, мнемотаблицы.    

            Часть заданий на логопедических занятиях направлена на  развитие тонкой моторики пальцев рук. Научные исследования давно доказали, что тонкая моторика развивается на основе тактильно-кинетической стимуляции, это своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия и, конечно, же речи). Для этого используются различные упражнения: разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак, отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик, воспроизводить различные позы руки (кулак-ребро-ладонь), пальцев (колечко-цепь-щепоть), «пальчиковые стишки» («Петушок, петушок», «Водичка, водичка», «Пальчики сцепились» и др.), «Тетради с заданиями для развития детей» С.Е. Гавриной, Н.Л.  Кутявиной

        На  этапе автоматизации звуков в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, стихах, рассказов используется  речевой материал логопедических альбомов.

         На занятиях большое внимание уделялось исправлению аграмматизмов, развитию фонематического слуха  и связной речи детей. Для этого используются  «Логопедические альбомы» Н.Э. Теремковой, «Выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте» Л.Г. Парамоновой, «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей» С.В. Бойковой. С большим интересом дети составляли рассказы с использованием серии сюжетных картинок,  мнемотаблиц.

          Часть заданий на занятиях были направлены на развитие внимания, памяти, мышления. Детям очень понравились из серии «Чудесные наклейки» наглядные рабочие тетради «Собери картинки», «Найди различия» (издательство «Мозаика-синтез»), «Тетради с заданиями для развития детей» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной.

          Логопедическая работа проводится в тесном взаимодействии с воспитателем группы, родителями.

           В  начальной школе логопедическая работа проводилась на основе действующей программы Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы логопедической работы логопеда на школьном логопункте».

         В 1 классе основными направлениями работы были коррекция устной речи учащихся и профилактика нарушений письма и чтения. В работе использовалась следующая методическая литература и рабочие тетради: А.Ф. Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет (речевой материал, задания, упражнения)», В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков». 

         С учащимися 2 класса логопедические занятия были направлены на коррекцию устной речи и преодоление нарушений письменной речи. В работе использовалась следующая методическая литература: А.Ф. Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет (речевой материал, задания, упражнения)», Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова «Логопедические упражнения, Рыбина А.Ф. «Исправление нарушений письменной речи 1-4 кл», В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков», З.И. Бекшиева «Коррекция письменной речи у школьников», Зубарева Л.В. «Коррекция письма на уроках: задания и упражнения»  и др., а также рабочие тетради Л.М.Козыревой «Различаем глухие и звонкие согласные», В.Буйко, Г.Сыропятовой «Твердые и мягкие согласные», «Альбомы упражнений по коррекции аграмматической, акустической дисграфии» Мазановой Е.В., рабочие тетради  Чистяковой О.В. «20(30) занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии» (1-4 классы).

В случае серьезных отклонений в поведении и развитии учащиеся и их родители направляются на консультации к специалистам. Заключен договор о сотрудничестве с коррекционном центром «Территория детства» на предмет диагностики и сопровождения детей в сложных случаях.

Дети, развивающиеся медленнее других, поступившие в школу с признаками педагогической запущенности, испытывающие серьезные трудности в обучении по отдельным предметам, по решению педагогического совета с согласия родителей в течении определённого времени могут обучаться по специально разработанным программам вне класса в микрогруппе или  индивидуально. Цель такой коррекции – скорейшее основного необходимого минимума знаний и умений,  с тем, чтобы ребенок со временем смог учиться  вместе со всем классом.

 

Система  оценки достижения  планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Общим для системы оценки достижения планируемых результатов освоения  начального общего, основного общего и среднего полного образования являются следующие принципы:

§ Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценки оговариваются учителем в начале и в процессе обучения применительно к разным видам работ и далее добросовестно соблюдаются. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

§ Оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Его личные качества, если это необходимо для его творческого и интеллектуального развития, оцениваются индивидуально в устной форме.

§ Преподаватель оценивает только то, чему сам научил на уроках, или то, что ученик должен был и мог самостоятельно освоить, выполнить.

§ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.

§ Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Система контроля и оценки  знаний, обучающихся,  в нашей школе позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.  Проверяя знания,  мы стараемся развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Оценивание является постоянным процессом.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

 Результаты освоения программ оцениваются в первую очередь по традиционной,                  5- бальной системе. В конце триместра ставятся итоговые оценки.

Для оценки личных достижений учащихся на 2013-014 учебный год разработана единая форма «Папки индивидуальных достижений учащегося» (так называемый «портфолио» учащегося – см. Приложение 4 к  «Образовательной программе ЧОУ «Школа «Образ).

 

Система  оценки достижения  планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

 ( см. Приложение 2 к  «Образовательной программе ЧОУ «Школа «Образ»)

 

Система  оценки достижения  планируемых результатов освоения программ основного общего образования.

Система оценивания по программам основного общего и среднего полного образования строится на тех же принципах, что и в начальных классах.

Особенностью оценивания результатов является соединение «среднебальной» и зачетной систем. Малая наполняемость классов предоставляет возможность контролировать освоение программы и подготовку учащимися домашних заданий фактически ежедневно. Оценки либо выставляются в журнал, либо отмечаются преподавателями на индивидуальных листах контроля, которые предоставляются для ознакомления ученикам. Там достижения учащихся фиксируются учащими в творческой произвольной форме, в первую очередь оценивается качество, своевременность выполнения заданий, работа на уроках, а также и такие метапредметные результаты, как умение концентрировать внимание, умение самостоятельно творчески мыслить. Таким же образом, качественно, развернуто, учитель может оценивать и творческие работы учащихся. Допускается отсутствие  оценивания творческих работ по пятибалльной или иной числовой шкале, замена ее качественной характеристикой, обсуждением работы на уроке.

Цель зачетной системы – последовательность и систематичность в обучении каждого учащегося, избегание «выпадания» «пробелов» в освоении учебного материала, изучение  материала пропущенных уроков или ранее не выученных тем самостоятельно или с помощью учителя. Таким образом, могут появляться «отсроченные» оценки в журналах, ранее выставленные в дневниках учителя и доведенные до сведения учащихся. Более подробно система и критерии оценивания работ разного типа изложены в «Требованиях к выполнению единого орфографического режима». (см. Приложение 3)

При подготовке к ГИА и ЕГЭ используется система оценивания, принятая на государственном экзамене данного типа. Оценки выставляются на самих работах и фиксируются в личных тетрадях учителя.

В практике преподавания учителя широко используют эвристические и проблемные формы уроков и заданий, метапредметные результаты которых не всегда могут  быть оценены в баллах, но подлежат индивидуальной и коллективной рефлексии, качественно, развернуто оцениваются учителем после их выполнения.

Большое внимание на уроках уделяется анализу проделанной работы, анализу ошибок и результатов. Знакомство с лучшими результатами и способами их достижения, совместное обсуждение ранее сделанной работы, самооценка учащимися работы своей и класса, регулярный анализ достижения запланированных ранее результатов.

Широко используется система школьных творческих конкурсов, награждение участников и победителей по  номинациям, устроение выставок лучших работ, публикация в школьной газете, выдвижение работ и призеров для участия в муниципальных и региональных конкурсах.

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Школа располагается в здании бывшего детского сада, площадью 1800 кв.м. За 20 лет бывший садик был значительно перестроен и реконструирован для нужд общеобразовательной школы.  Оборудовано 14 классных помещений. Из них два являются кабинетами физико-технической и естестественнонаучной направленности. В трех классах оборудованы музеи: боевой славы - «Ратные поля России», истории - «Семья императора Николая II», краеведения - «Новомученики Раменские и Люберецкие».

 Кроме того, есть класс информатики, музыкальный, домоводства (кухня) и шитья, студия-кабинет изобразительного искусства, керамическая мастерская с закрытым техническим помещением, в котором происходит обжиг изделий и хранение материалов, мастерская плетения из ивового прута.

Имеется библиотека, укомплектованная православной литературой, учебниками и учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, обширным собранием классической литературы.

Имеется достаточное собрание учебно-методических пособий: карт, схем, таблиц. Имеется оборудование, необходимое для обеспечения учебного процесса.

 В соответствии с нормами законодательства оборудован  медицинский кабинет.

Имеется свой пищеблок, трапезная на 220 мест и посудомоечный блок. В школе всем детям предоставляется горячее питание, завтрак и обед являются обязательными, ужин для тех, кто занимается по программе полного дня. Для обеда выделено 20 минут. В те дни, когда в классе не проводится физкультура,  в расписании предусмотрена динамическая пауза («большая перемена») протяженностью 40 минут.

К зданию школы прилегает огороженный участок площадью 1 га. На участке зимой функционирует большой каток, и занятия физкультурой проходят на коньках. Устраиваются ледяные горки. В выходные дни на охраняемый каток  приходят кататься дети, не учащиеся в школе.  (Возможность кататься на катке предоставляется бесплатно). Когда нет снега, место катка используется как футбольное поле, есть  волейбольная площадка. Обустроена площадка для прогулок детского сада с большой прогулочной беседкой-верандой площадью 40 м. В ближайших планах оборудование большого спортивного открытого комплекса с наземным покрытием, в стадии строительства открытый игровой комплекс. В перспективе планируется увеличение здания за счет строительства 3 этажа и пристройки спортивного и актового зала.

Имеется школьный транспорт. В собственности школы автобус «Тойота» на 24 места и микроавтобус на 11 мест. Осуществляется ежедневная доставка младших школьников из ближайшего микрорайона Москвы - Жулебино, города Люберцы, поселков Томилино и Красково, от станции Малаховка.

 

Сеть и сетевое оборудование

1. Кол-во локальных сетей: 2 (административная и сеть кабинета информатики)

2. Тип сетей:  одноранговые, на базе протокола TCP/IP____

3. Операционная система Windows

4. В 1-й сети:  8 компьютеров, роутер TRENDnet TEW-432BRP,

    маршрутизатор TRENDnet TE100-516R

5. Во 2-й сети:  5 компьютеров, роутер D-Link Dir120, маршрутизатор D-Link DES-1005D

Вне сети – 3 компьютера.  Всего – 16 компьютеров.

 

 

Достижения, награды

 

Школа сотрудничает с Православным Свято-Тихоновским университетом, Российским православным университетом (Православный Институт святого Иоанна Богослова), с сектором православного образования Московской епархии, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, поддерживает тесный контакт с Управлением образованием Люберецкого района и Люберецким МОУ ДПО «Центр развития образования». На базе школы не раз проводились районные и областные методические семинары, посвященные различным аспектам духовно-нравственного воспитания. Педагоги и учащиеся регулярно привлекаются к организации мастер-классов по традиционным ремеслам в Москве, в г. Люберцы, г. Раменское, поселке Быково, в Ярославской области. Поддерживается тесный контакт и сотрудничество с целым рядом православных школ России в рамках проведения совместных мероприятий, учебных конференций и семинаров, организации концертов, обмена опытом.

Школа принимала в своих стенах делегации из России, Украины, детский фольклорный коллектив из Каталонии (Франция).

По традиции педагоги и учащиеся школы в зимние и пасхальные каникулы отправляются в паломнические и миссионерско-просветительские поездки по России, не раз побывали и на Украине. По приглашению епископа Кыргызского Феодосия весной 2013 года  делегация учащих и учащихся школы «Образ» участвовала в проведении первых Пасхальных образовательных чтений в Киргизстане.

Летом организована работа оздоровительного лагеря в Ярославской области, в котором отдыхают и воспитываются учащиеся школы.

Педагогический коллектив школы в основе своей составляют опытные преподаватели, проработавшие здесь более 10 лет.

Учредитель школы Смирнов А. Ю. награжден медалью преподобного Сергия Радонежского 3 степени.

Директор школы имеет орден св. равноапостольной Ольги 3 степени и медаль преп. Сергия 1 степени, награждена медалью  губернатора Московской области «Благодарю».

 В гимназии работает 38 преподавателей. Из них сотрудники начальной школы - 8 человек и старшей школы - 30 человек. Среди преподавателей:

Учителя I и высшей категории – 15 человек

Заслуженный учитель России -  1 человек

Преподаватели-мужчины –  5 человек

Одной из особенностей школы является работа с классами классных наставников, которые сопровождают учащихся в течение учебного дня, следят за их успехами во внеурочной деятельности и всячески содействуют им, обеспечивают их физическую, нравственную и духовную безопасность, поддерживают тесный контакт с родителями, ведут всю необходимую документацию.

На конец  сентября 2016 года в школе обучается 250 человек, из них в дошкольном отделении – 35 человек. Из них 108 человек составляют дети из многодетных семей и находящиеся под опекой. Все они пользуются значительными льготами по оплате образования. Поддержка многодетных семей, воспитание в детях любви к семье, уважения к традиционным семейным ценностям является приоритетной задачей нашей школы.


[1]  Ломоносов М. В. Для пользы общества. — М., 1990. — С. 42.