Уклад / Программа воспитания

                                                          


 

«Комплексная программа  духовно-нравственного воспитания

ЧОУ «Школа «Образ»

                      Автор: Смирнова Татьяна Юрьевна

 

I.               Ценность и целесообразность воспитательной системы школы.

В данной работе представлена комплексная программа учебно-воспитательной работы, путем проб, ошибок, исследований и опыта выработанная в практической деятельности ЧОУ «Школа «Образ». Все эти годы школа, с самого начала определившая свои педагогические ориентиры на ценности  традиционной русской педагогики, изучала опыт подобных школ в России прошедших столетий, опыт мировой педагогики и опыт России современной.  Надо сказать, что новейшие открытия педагогической мысли утвердили нас в понимании правильности выбранного нами пути. Заявленные  с момента основания школы приоритеты и принципы  теперь являются  основными положениями Федерального  проекта  «Наша новая школа» и нового стандарта образования.

Так с самого начала мы поставили во главу угла такие приоритетные в последние годы положения педагогики как:

- здоровье и психологическую защищенность учащихся, здоровый режим школьного дня, включающий в себя динамическую паузу, организацию полноценного трехразового питания для всех детей,

- приоритетность воспитательных задач в самом учебном процессе,

- создание школы полного дня (полупансион) с организацией деятельности детей во внеурочное время, организация работы с детьми в каникулы,

- индивидуализация учебных планов,  применение  разноуровневых и индивидуальных программ, применение при аттестации старших школьников системы зачетов по предметам,

- педагогика сотрудничества,

- деятельностный подход к обучению. приоритет проектных программ, методов проблемного и исследовательского характера,

- тесный контакт, творческое сотрудничество с семьями учащихся.

Мы на опыте убедились  в том, что образование вне ценностей и идей неэффективно и бессмысленно. Мы видим,  что найденные формы воспитательной работы в их совокупности эффективны и жизнеспособны. Они способствуют  воспитанию в недрах школы верных чад Русской Православной церкви и достойных граждан своего земного Отечества.

 

II.            Корни воспитательной системы.

В первые годы перестройки возникло ложное, несоответствующее русской культуре, отношение к школе, как к некоему «исполнителю заказа», от которого требуется давать знания, максимально свободные от какой бы то ни было идеологии.

Причина этого объяснима, но время показало, что такой подход приводит только к  отрицательным результатам. Надо понять, что нет знаний вне идей, нельзя выучить не воспитывая, а знания без должного воспитания могут стать страшным оружием в руках беспринципного человека.

Для того, чтобы начать разговор о воспитании, позволим себе небольшое идейно-философское вступление. Потому что прежде, чем рассуждать о том, как мы воспитываем, стоит уточнить, на какой системе ценностей воспитательный процесс строить. Без этого фундамента все теряет прочность и смысл.

Приходит такой момент в жизни почти  каждого, в  обыденность погруженного человека, когда он видит бесполезность своих усилий, бесполезность жизни, ищет путь и не верит, что он есть. Самое большое счастье в этот момент встретить человека, который покажет этот путь, и не  словом, а  примером собственной жизни.

И тут, через человека, может самого немощного и грешного, но человека не сиротливого, имеющего Отца и Мать – через него происходит встреча с ИСТИНОЙ. В таком состоянии мне видится сейчас наше общество и народ – поиграв в свободу, Европу, рынок и т. п. игрушки, человек ощутил себя одиноким и несчастным, а страну свою – униженной и кем-то загнанной в тупик.

Что сейчас нужно людям? Законы? Деньги?

Больше всего сейчас нужен – человек, пример, наглядный пример того, что можно жить радостно и получать удовольствие от  труда.

Таким образом, прежде, чем начать разговор о формах воспитательной работы  уточним, что основой воспитательного процесса является личность педагога, а главной формой воспитательного воздействия – воспитание личным примером.

Общество мечется от одной идеологии и системы ценностей к другой, семьи, дети, педагоги вместе с ним блуждают в сумерках нерешенных вопросов. Педагоги и родители хотят дать детям знания, но очень часто дети просто не имеют желания учиться, они больны безволием, зависимы от компьютеров, агрессивны и при этом апатичны. А зачастую  ребенок не  хочет не только  учиться, но   и вообще делать какие-либо усилия. Так что первой задачей образования становится решение ранее очень редкой педагогической проблемы – возвращения детям здоровой любознательности и тяги к образованию, того, что мы именуем мотивацией.

 А на чем должна строиться мотивация к знаниям? В Советское время мы говорили пионерам о долге перед Родиной и  других гражданских обязанностях. Теперь мы выдвинули более современный, буржуазный тезис: учиться надо потому, что образование – условие успешности. Под «успешностью» же понимается материальное преуспевание и только.  Надо сказать, что именно эта идеология вызвала в 60-х бунты хиппи на Западе и вызывает отторжение у современного мало-мальски «неформально» устроенного ребенка. Так что всех замотивировать «успешностью» не удастся, это подсказывает мировой опыт.

В том же случае, когда послушный ученик принимает этот критерий и начинает строить на нем свою жизнь и деятельность,  вдруг оказывается, что  в результате он теряет способность к самостоятельному, творческому мышлению. Дело, видимо, в том, что чрезмерная прагматичность, нацеленность на успех и зримый результат лишает человека живых соков ума и  таланта – здоровой  любознательности, дерзновения в  мыслях, живой игры ума и творческой интуиции. (Это маленький человеческий секрет – если девице все время думать о своей красоте, она теряет привлекательность.)

Что же может и должно стать целью и мотивом получения образования? Это должны быть традиционные для русского народа ценности служения – Богу, Отечеству, своему народу, своим ближним. В этой системе ценностей простой тезис – «выучишься, будешь для своей одинокой мамы опорой и надеждой» – более духовно здоровый и человечески действенный, чем – «учись – станешь преуспевающим и счастливым». Искать ответы на вопросы педагогики мы пытаемся в традициях русской национальной культуры, близкой нам генетически и психологически.

Со времен Киевской Руси славилась Русь высоким образованием, соединенным с высокими духовно-нравственными идеалами. Славилась строгостью семейных устоев, яркостью праздников, хлебосольством, своими умельцами-ремесленниками, готовыми в любую минуту стать отважными и сильными воинами. Умели трудиться, пировать, воевать. Умели детей родить и достойными людьми вырастить. И эта модель общества жила в среде русского крестьянства вплоть до середины ХХ века, что подтверждается и победой в Великой Отечественной Войне. Черпая из бездонного, чистейшего источника русской традиционной культуры, уклада русской жизни, форм воспитания и образования, устроения семьи, традиций гулянья и хлебосольства -  только черпая из этого чистого родника, сможем мы понять в себе человека, возродиться самим и взрастить детей наших в полноте детской радости и ответственного отношения к дару жизни.

Cистема образования в ЧОУ «Школа «ОБРАЗ» строится на  признании приоритета духовно-нравственных ценностей во всей жизни и деятельности человека.

 Таким образом, формирование правильных здоровых жизненных ценностей составляет ядро всех образовательных программ, влияет на структуру учебного плана, формирование основных методических и педагогических принципов работы.  Такая работа возможна только при условии тесного взаимодействия, точнее, творческого сотрудничества с семьями.

 

III.         Основные цели воспитательной системы, идеал учащегося.

Основными целями воспитания в школе «Образ» можно назвать:

·       воспитание любви к Богу через воцерковление ребенка;

·       пробуждение любви к ближнему, милости и сострадания, ответственного отношения к окружающему мирку и природе;

·       воспитание любви к Отечеству через погружение в родную культуру, через опытное познание традиций Святой Руси;

Идеалом,  к которому мы стремимся в воспитании, является:

·       мужчина – защитник Отечества, ответственный и трудоспособный глава семейства;

·                 жена, будущая женщина – верная, целомудренная невеста, преданная и заботливая мать;

·                 человек, познавший радость созидания, творческий, думающий, обладающий необходимым багажом добрых и полезных знаний, гражданин,  неравнодушный к судьбе Отечества, способный внести свой вклад в возрождение и развитие родной культуры, умеющий ради Бога и ближнего своего пренебречь комфортом и благополучием личной жизни;

·       учащийся, а впоследствии труженик (не важно — умственного или физического труда) -  вдумчивый, внимательный, послушный, добросовестный и усердный.

 

IV.          Основные принципы воспитательной работы в школе:

Основными принципами нашей вопитательной системы мы считаем для себя  следующие:

-  школа живет под руководством Церкви, оценивая всю свою жизнь и деятельность с позиций догматов Священного писания и учения святых отцов;

- школа и семья придерживаются единых принципов воспитания, осуществляют их в своей жизни;

-        школа строится по иерархическому принципу, в основе которого любовь, забота и ответственность старших, в ответ – в любви и доверии осуществляемое послушание младших;

-        главный принцип – воспитание личным примером, совместная общинная жизнь педагогического и детского коллектива, где «радость и горе – пополам»;

-        приоритет трудового воспитания, ведь именно в труде воспитываются добросовестность и усердие. А « от рук и голова  умнеет» – как гласит русская пословица, именно поэтому одно из центральных мест в образовательном процессе отводится художественным ремеслам, на занятиях которыми учащиеся на практике приобщаются к ценностям и традициям родной культуры, постигают законы красоты и гармонии;

-  основной ритм школьной жизни определяется церковным (от Рождества до Пасхи) и школьным (от Первого к Последнему звонку) календарем.

 

Для того же, чтобы наша педагогика соответствовала психологическим особенностям развития ребенка, необходимо придерживаться еще  нескольких принципов:

1.    принцип своевременности*  под которым мы подразумеваем:

·       отсутствие спешки и забегания вперед в школьных программах, в их содержании и построении, продвижение вперед по мере усвоения учебного материала;

·       не спешить с ранней интеллектуальной подготовкой школе, но больше уделять внимания в дошкольной подготовке фольклору, игре, движению, художественной деятельности;

учитывать особенности психологии учащегося начальной школы, делать опору на образное мышление, уделять внимание игровым методам, тренировать память, не спешить с развитием абстрактного мышления;

2.    принцип   гендерного воспитания,   учитывающий разницу натуры мальчиков и девочек (в 1 — 2 классах раздельное обучение, классы мальчиков -а, и девочек- б);

3.    принцип оптимизации учебного процесса и методик преподавания во избежание перегрузок в учебной деятельности;

4.    принцип  целомудренного воспитания, оберегания детей от развращающей информации,  стремление к скромности и сдержанности в поведении;

5.    принцип воспитания на основании традиционной  здоровой системы нравсвенных ценностей.

 

V.             Формы воспитательной работы.

1.    Воспитание в учебной деятельности.

Все годы педагогический коллектив работает над проблемой осмысления школьных дисциплин с точки зрения их духовной составляющей. Этой теме посвящаются педагогические чтения и семинары, проводимые в школе, выступления педагогов на Международных Рождественских образовательных чтениях, семинары для учителей государственных школ. Не может ли такой подход повредить процессу обучения, глубине и объему получаемых знаний? Постараемся обосновать свою позицию.

Главные вопросы познания не «сколько?» и «как?», а «зачем?» и «почему?». В чём состоит смысл  человеческой жизни? Задавая себе и детям этот вопрос, мы создаем не искусственную, но подлинную, живую мотивацию к познанию. Процесс обучения, в котором мы постоянно отвечаем на смысловые вопросы, лежащие в основе всех наук, – такой процесс обучения становится  осмысленным и эффективным, рождает педагогику сотрудничества.

В какое время педагог должен заниматься воспитанием? До, после уроков, во время перемены? Надо помнить, что основное школьное время учащиеся проводят на уроках. Можно подумать, что на воспитание и времени не остается, но это неверно.  Сами базовые школьные предметы могут и должны воспитывать учащихся, и в этом не будет ущерба в получении знаний,    но  прибавится качество и глубина. Приведем несколько примеров*.

История. Изучая этот школьный курс, мы не можем забывать, что отсчет исторического времени начинается от Рождества Христова,  и невозможно изучать европейскую цивилизацию, не зная истории Христианства. Если учащиеся знакомятся со Священным писанием, историей Церкви, житиями святых, то историческая наука предстает перед ними в живых взаимосвязанных картинах. В нашей школе есть традиция чтения во время трапезы. Здесь дети узнают много нового о жизни святых подвижников, пророков, героев, воинов, царей. Сам исторический процесс в контексте Вечности приобретает смысл и закономерность. На уроках истории учащиеся не заучивают мертвые  факты и цифры, но вместе с учителем задаются вопросами о смысле и цели человеческой истории вообще и русской истории, в средних классах вдохновляются примерами великих людей, святых,  героев, тружеников, в старших анализируют исторические процессы и соотносят их с современностью. Такая история не может быть неинтересна,  а значит — будет легко и с радостью усвоена детьми.

Литература. Если задуматься, то вся русская литература,  вольно или невольно, ведет либо к познанию опытным путем  - через художественный образ – Божественных законов бытия – или к полемике с ними. Литература без Евангелия необъяснима и неинтересна, бессмысленна. Литература ведь всегда ставит вопрос  о смысле жизни.

Русский язык. Духовное восприятие жизни придает и слову, и наукам о нем особое значение и глубину. Важно и появление у нас в учебном плане курса церковно-славянского языка. Без славянских корней, без духовного осмысления истории языка  восприятие его мельчает и сводится только к обучению «грамотности» – кстати, мало результативному нынче именно из-за потери детьми умения осмысливать и вникать в суть слова.

 Естественные науки. Они, в свое время, были нещадно обеднены материалистами из-за «культового почитания дарвинизма». Здесь уход от материализма – единственный способ вернуться к подлинной научности

Специалисты говорят о Божественной сущности математики. И это  логично. Царица наук, если постигать ее глубину, помогает познать  строгую структуру мироздания.

Такое знание, такой подход к наукам  востребован обществом.

Опыт осмысленного религиозным сознанием образовательного процесса бесценен для общества ХХI века, как в целом, так и в его предметной частности. Православный подход к воспитанию помогает правильному, соразмерному «взращиванию» в человеке ума. Получается так: воспитывая в истине, возвращая к вере, создаем благоприятную почву для образовательного процесса, а правильно осмысленное знание само по себе не отягощает, но питает нас (вос-питывает).

Итак, бесспорно то, что основа воспитательной системы в любой школе – в осмысленной организации  самого учебного процесса. Но, все же, одним учебным процессом она не должна ограничиваться.

 

2.    Школа полного дня.

Режим школьной жизни с момента возникновения школы строится как полный день (полупансион). Этот режим предусматривает динамическую паузу (большая перемена с организованными играми и движением на свежем воздухе – 40 минут после 4 -5 уроков), обязательный горячий обед  и ужин, продуманность занятий после уроков.

 Жизнь школьников организована так, что после отдыха и обеда он посещает факультативы и дополнительные  занятия, а после трех-четырех часов дня спешит в кружки и студии по интересам.

Направления дополнительного образования:

·       православие

·       художественные ремесла

·       искусства

·       физическая культура

 

Всего в школе работает более 20 кружков и студий. Таким образом большая часть детей может выбрать и выбирает для себя занятие по интересам, что расширяет кругозор, углубляет образование, способствует созданию доброго микроклимата в школе, прививает многие полезные навыки, занимает детей после уроков полезными делами. У большинства учащихся школы с мала до велика не остается  времени для праздности, но благодаря организации учебного дня они успевают ежедневно погулять, поиграть в спортивные и другие игры, пообщаться со сверстниками.

 

3. Школьные праздники.

 

Жизнь человека подчинена календарному циклу. Хорошо, когда календарь строится по принципу «Делу время – потехе час». Цикл праздничных мероприятий в школе выверен годами.  В нём мало лишнего – иначе на «дело» не останется времени. Так, мы  не уделяем сугубого внимания такому, например, прекрасному празднику, как  Рождество Богородицы, почтив его молитвой, отдаём предпочтение Покрову Пресвятой Богородицы, а после появления в школе храма главным назначили престольный праздник, память преподобного Сергия Радонежского. Выбираем Рождество Христово, предпочитая его Новому году, так как два больших  праздника рядом  подготовить невозможно, выбирается главный.

          Но выбранные православные праздники: память преподобного Сергия, Рождество Христово, Пасха и день Жен-Мироносиц – притягивают к себе весь «календарь», так как готовиться к ним мы начинаем заблаговременно. В программу подготовки включаются все мастерские, все классы, каждый имеет свою отдельную задачу.

§    К Рождеству Христову вся школа готовит большой спектакль-действо, в котором участвует более 100 героев, рисуются декорации, разучиваются песни. К настоящему времени нами сочинено 11 сценариев Рождественских спектаклей, все они изданы  в виде брошюр, 2 опубликованы в серьезных изданиях. 

§    К осеннему празднику каждый год перед классами ставится новая творческая тема-задача.

§     Празднование Пасхи происходит после Пасхальной паломнической поездки и становится, одновременно, праздником матери, праздником семьи.

 

Расскажем немного об особенностях подготовки праздников.

Наша школа маленькая. В ней в разные годы училось  от 100 до 160 человек, и  с самого начала мы решили придумывать наши спектакли-действа в такой форме, чтобы в них могли участвовать все.

Подготовка праздника и спектакля становится таким педагогически необходимым школьным делом, в котором «один – за всех, и все – за одного». Эта подготовка занимает около месяца, и, таким образом, праздники становятся реальными доминантами учебного года, что соответствует и духовному ритму. Рождественский пост заранее настраивает на подготовку к Рождеству, Великий – к Пасхе, правильно готовя масленицу мы приготовляемся, одновременно, ко входу в сам Великий пост. И непричастных к этой подготовке, волей-неволей, не остается.

 

Из гражданских праздников мы особенно любим и выбираем 9 мая – День Победы.  Подготовка к этому празднику тоже начинается заблаговременно.

В те годы, когда Пасха совпадает или очень близко к 9 мая, мы составляем единый Пасхально-победный сценарий, что соответствует и исторической правде, ведь день победы 1941 года пришелся на Пасху!

 

4.    Краеведческая работа.

 

Отрыв от родной культуры, незнание истории своего Отечества – трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм народной культуры сделает жизнь ребёнка и нашу жизнь полной, красочной, надёжной.

Основные направления краеведческой работы:

1.Подготовка и проведение детских научно-практических конференций, чтений и семинаров по историко-краеведческим темам. За последние годы проведены конференции:

§    «Мир русской деревни» -  2002г.

§    «Война 1812 года в истории Люберецкого района», посвященная 250-летию Храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилине -  2003г.

§    «История страны в истории моей семьи» - 2004г.

§    Святыни родного края, новомученики и исповедники благочестия в XX столетии – 2006г.

§    Новомученики и исповедники благочестия, подвизавшиеся в близлежащих храмах, наши земляки — 2008 год

2. Организация краеведческой и этнографической экспедиции во время работы в летнем лагере.

3. Выпуск стенных газет по краеведческим заданиям, подготовка краеведческих материалов в школьную газету.

4. Система экскурсионных и паломнических походов и поездок по памятным историческим местам родного края.

5. Сбор экспонатов для  школьного музея.

В настоящее время среди экспонатов школьного музея образцы народного костюма, экспозиция, посвященная выделке  льна и ткачеству; «русская печь», различные предметы старинного обихода. Другую часть экспозиции составляют изделия школьных мастерских, воплощающие в лучших экспонатах живое продолжение народной традиции. В дальнейшем мы хотели бы углубить эту работу за счет создания программы музейно-педагогической работы.

 

5. Межшкольные научно-практические конференции учащихся.

 

В 2005 году вместо краеведческой было решено провести естественнонаучную конференцию учащихся по теме - «Гармония мироздания».  С тех пор эту тему решили поддерживать и собирать участников через год, чередуясь с краеведами, что и произошло в  2007 , 2009  2011 году .

Конференция организуется с целью приобщения детей к научному творчеству, налаживания педагогического сотрудничества. Они вносят свой вклад в разработку методик преподавания школьных дисциплин и отношения к наукам с  точки зрения их духовно-нравственного осмысления.

Темы научных работ разрабатываются преподавателями школ или другими специалистами в соответствии с направлениями (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое) и возрастом учащихся.

В конференции обычно принимают  участие православные и светские общеобразовательные учебные заведения. В 2011 году был проведен только школьный этап конференции по теме «Космос», с тем,  чтобы лучшие доклады могли быть представлены на районной конференции .

Конференция, при правильной её организации, становится наиболее эффективной формой приобщения детей к научному творчеству, расширению их кругозора, организации творческого общения одаренных детей по интересам, что дает им возможность адекватной оценки своих способностей относительно других одаренных детей, способствует научному росту.

 

6. Литературно-музыкальные гостиные

 

Несколько раз в году, для более узкого, чем общешкольные праздники, круга участников и ценителей, проходят в школе «Образ» литературно-музыкальные гостиные. Одна из главных целей, для достижения которой почти не предусмотрено времени в школьной программе, является знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры.

Гостиная – не драматический театр, это, скорее, музыкальный салон с литературными чтениями и элементами театрализации.

За годы существования «Гостиной», руководит которой преподаватель литературы Свинарчук Ирина Витальевна, подготовлен целый ряд очень разнообразных композиций, таких, как «Реквием» - по произведениям  Моцарта,  Пушкина,  Ахматовой; «Метель» - по «Метелям» А. Пушкина и Г. Свиридова; «Времена года» -  по произведениям П.И. Чайковского и лирике русских поэтов;  «Забытое имя» - по творчеству А.К. Толстого; «Снежная королева» - по сказке Андерсена и музыке Грига; «Маленький принц»   и другие.

«Гостиные» воспитывают и у участников и у зрителей художественный  вкус, расширяют культурный кругозор. Здесь удается проявить свои таланты многочисленным учащимся музыкальных школ, а художники с удовольствием участвуют в написании декораций.

 

7.  Поездки, походы, выездные лагеря.

 

          Любой педагог знает, что воспитательный потенциал двухдневного похода, если он правильно организован, равен иногда году упорной работы. Поездки и походы сближают взрослых и детей, единая благородная цель одушевляет их действия, заставляет мобилизовать силы и приобрести умения для преодоления трудностей.

          Таким образом, для всех таких «недомашних», выездных форм работы важно найти именно значимую  идею, которая бы дала цель и смысл всему мероприятию.

          Здесь наша работа осуществляется по следующим направлениям :

§    Паломнические поездки по святым местам. Паломническая поездка – это живое изучение географии, истории и современной жизни нашей родины. География паломнических поездок школы «Образ» весьма обширна. Посещая Киевские святыни, мы изучали историю возникновения Киевской Руси, её духовные истоки и ратные подвиги. Псков представал как северная твердыня и вместе с Новгородом воссоздавал историю защиты Руси  от шведов и тевтонцев. Сергиев-Посад возвращал не только к истории Куликовской битвы, но и польской интервенции, героической обороны монастыря в эпоху междуцарствия. И почти каждый монастырь воссоздавал в нашем сознании историю варварского разрушения и христианской стойкости в годы Советской власти. Обычно в длительные поездки мы отправляемся на Пасхальной неделе, а в краткие — по выходным.

§     Поездки миссионерского характера. При всей несомненной пользе паломнических поездок, взор наш последнее время всё больше обращается к поездкам миссионерского характера, или же к наполнению паломнических поездок дополнительным миссионерским содержанием. В первую очередь это большая поездка на Святках, после Рождества и до Крещения. «Театр на колесах» везет с собой Рождественскую сказку,  и показывает его в отдаленных сельских клубах,  школах и Домах культуры.   В сельском храме  учащиеся  поют на клиросе, помогают в организации  крестного  хода. На Крещение помогают устроить Иордань (прорубь на реке в виде креста).

 

        8. Летний оздоровительный лагерь «Хороброво».

В летние каникулы школа уже много лет выезжает в молитвенно-трудовой лагерь. Первоначально это были полевые лагеря при монастырях, основным содержанием которых была посильная помощь в восстановлении святынь

С 2005 года мы начали строительство летнего оздоровительно–трудового лагеря «Хороброво»,  который пока функционирует в полевом режиме. Здесь осуществляется  комплексная патриотическая, краеведческая, миссионерская, социальная, ремесленная и другая практика учащихся.

 

9.    Дела милосердия и культурно-просветительские мероприятия.

Вера без дел мертва. Какие же дела милосердия доступны школьникам? Те же, как и любому человеку. Более того, если не идти с детьми к тем, кто нуждается в их помощи, мы не сможем воспитать в детях любовь, отзывчивость, правдивый взгляд на жизнь. А сколько людей нуждается в нашем участии!

Малаховка – традиционное место размещения детских домов. В 30-е годы здесь был целый Детский городок, состоявший из множества учреждений. Сейчас в поселке находится Люберецкий Дом Малютки, Детский Дом «Соната», интернат для слабовидящих.

Дети регулярно посещают сирот, немощных людей в больницах,  Домах ветеранов и на дому, помогают, поздравляют, дарят подарки. За каждым классом «закреплен» отдельный объект попечения, хотя часто дети едут и в другие места. Кто побывал в такой поездке, никогда потом не отказывается от неё, жертвуя личным временем и отдыхом в выходные и каникулы.

На Рождество для детей из детских домов, многодетных семей и всех желающих жителей поселка Малаховка и друзей школа  показывает Рождественский  спектакль в киноцентре «Союз».

 

10. Работа с семьями.

Это не самое сильное звено нашей системы, требующее усилий и доработки. Конечно, в школе. как и положено, регулярно проводятся  общие и классные родительские собрания. Родителей приглашают на все наши праздники, многие принимают участие в их подготовке и проведении. На День жен-мироносиц вот уже несколько лет проводится выставка «золотые руки моей мамы». В начальной школе регулярно устраивается выставка «Домашний музей» с участием семей.

Иногда в школе проводятся встречи для родителей с православными психологами.

Родители охотно участвуют в работе летнего лагеря, некоторые ездят с нами в поездки.  Очень интересна работа семей по изучению и составлению Семейного древа, записыванием с детьми рассказов из истории семей. Некоторые родители публикуют свои статьи в школьной газете.

 

11. Издательская деятельность

 

Песня – великая радость и великая сила. Не только послушать хорошую песню, но и спеть всем вместе – вот что объединяет и одушевляет «старых и малых».       Для развития совместного пения школа осуществила уже три издания репертуарного сборника «Песни, которые мы поём»,  переиздание сборника «Песни военных лет».

Материалы школьных праздников издаются ежегодно в виде небольших брошюр, куда входят общие сценарии и наработки каждого класса. Изданы материалы некоторых конференций. К праздникам создаются открытки, нарисованные детьми и отобранные по конкурсу.

С сентября 2006 года в школе издается ежемесячная газета на 8 полосах формата А-4, в ее создании основная роль принадлежит учащимся, а печатать газету в цветном формате помогают родители.

По работе в каникулы, поездкам, конференциям и спектаклям монтируются и записываются фильмы, правда, пока  - силами взрослых. 

 

Заключение:

Таким образом, программа духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе «Образ» имеет уже сложившиеся многосторонние традиции, устои и перспективы. Она предусматривает как повседневную работу со школьниками в учебное время, так и обширные программы работы во внеурочное и каникулярное время.

Для дальнейшего развития и реализации  программы потребуется:

1.              большая научно-исследовательская и организаторская работа администрации и методистов, более тесное сотрудничество с научными организациями на тему совершенствования работы и обобщения опыта;

2.              дальнейшее обучение коллектива;

3.              укрепление материально – технической базы, покупка дополнительного  оборудования и снаряжения;

4.              расширение здания, увеличение количества классных и служебных  помещений за счет устроения двускатной кровли и мансардного этажа, строительство актово-спортивного зала, новых детских и спортивных площадок на территории;

5.              поиск средств для текущего финансирования исследовательских работ, таких направлений, как работа художественной школы, киностудии и др.

6.              понадобится и совершенствование кадровой политики школы по следующим параметрам:

·       воспитание  коллектива и пополнение его людьми,   которые   являют собой пример трудолюбия, честности, внимательности, скромности;

·       привлечение к работе со школьниками и к деловому сотрудничеству благополучных, дружных семей, которые, в современной ситуации разрушения традиционных ценностей, являют пример счастья в верности и любви;

·       привлечение к работе православных педагогов-мужчин, их тесное взаимодействие с детьми в учёбе, труде, во внеклассной работе;

·       поиск еще новых  педагогов, являющихся специалистами-мастерами в различных областях профессионального труда и творчества.

Побор квалифицированных кадров, их обучение, профессиональный рост, анализ и обобщение их опыта работы делают школу не только полноценным коллективом, который успешно выполняет поставленные задачи  духовно-нравственного воспитания, но и неким генератором идей, маленьким НИИ, готовым потом распространить накопленный опыт.



     * Для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и по-настоящему сберегающим здоровье  нужно вернуть детям детство, воспитывать их в соответствии с возрастными особенностями. Педагоги и родители часто спешат, стремясь как можно раньше получить от детей внешне заметный результат,  побуждая детей «обогнать» сверстников с целью родительского самоутверждения.  Но скороспелое образование так же отличается от подлинного, воспринятого по мере возрастания, - как тепличный зимний помидор от грунтового. Разница видна не сразу – раскусить надо. Этим  «раскусыванием» становиться юность и взрослая жизнь. И ошибки не исправляются.

  * Здесь мы кратко характеризуем отдельные учебные предметы, подробно об этом — в других разделах сайта.