Уклад / Труд


 

Ссылка на презентацию Крековой М.Е.:  Творческий труд.pptx




Творческий труд как основа духовно-нравственного воспитания.

 

      Одной из ошибок пост-советской системы образования была отмена принципа трудового воспитания. С одной стороны это объяснимо — принцип этот в СССР был в большинстве случаев искажен или формализован. Но при всех издержках советской программы трудового воспитания (особенно для мальчиков), она приводила к тому, что все мальчики научались в школе хотя бы забивать гвозди и работать на несложных станках, и потом не только появлялись хорошие рабочие, и инженеры, и архитекторы многое умели сделать своими руками, а значит, могли управлять процессом и моделировать его.

      Экономя время в учебном плане, идя на поводу у амбициозных запросов молодых родителей, школы 90-х разорили трудовые мастерские, сделав в них классы или сдав в аренду. И это одна из причин того, что теперь в России хорошего токаря, слесаря, сварщика днем с огнем не сыщешь, того, что люди разучились трудиться и добросовестно выполнять свои обязанности. Создание новой современной системы трудового воспитания в современной школе представляется нам жизненно необходимым.

     Для нашего коллектива необходимость воспитания в труде была безусловной истиной, краеугольным камнем в начальной концепции школы, когда она еще не называлась православной. И надо сказать, что в 92 году эта идея была совершенно непопулярна и вызывала нападки и насмешки среди коллег. Но среди родителей всегда были семьи, которые нас понимали и поддерживали. Думается, что именно благодаря таким семьям, не попавшимся на удочку идеологических провокаций и не ищущих «широкого пути», Россия устояла в эти невероятные годы.

     Итак, мы всегда считали воспитание трудолюбия основой образования, а отсутствие трудового воспитания в православной школе представляется нам и вовсе недопустимым. Если взять в пример монастырский уклад, как модель идеального устроения православного общества, то мы увидим, что там все зиждется на готовности к любому труду и послушанию во славу Божию. Если вспомнить традиции воспитания в лучших из дворянских семей, в царских семьях, мы увидим, что труд, навыки самообслуживания занимали там важное место. Приведем несколько «хрестоматийных» примеров. Св. мученица Елизавета и будущая императрица Александра с детства привыкла к труду по дому и самообслуживанию, а будучи на высоте земных благ, ухаживали за ранеными в госпиталях. Николай II с царевнами пилили дрова и гребли снег, утешаясь физическим трудом. Если вспомнить русскую литературу — старик Базаров возделывает огород, лечит больных не ради денег, богач и вельможа в отставке Николай Андреевич Болконский работает на токарном станке, а беременная княгиня Болконская в великосветском салоне коротаем время за вышиванием.

      Сейчас труд воспринимается светским сознанием, ориентированный на комфорт и удовольствия, в лучшем случае, как неминуемое зло. Для наших родителей, в большинстве своем. труд был здоровой потребностью, а хорошо сделанная работа давала удовлетворение. святые старцы говорят о том, что для мирянина и новоначального, который еще не способен к настоящей молитве (а к ней способны святые) труд является первой молитвой. Святые Оптинские старцы поучали мирян хранению совести (добросовестности в труде), как первому правилу ко спасению.

      Мудрые люди говорят, что наши русские скорби, бедность и неустроенность часто могут служить ко спасению. В силу экономической отсталости русской деревни, в быту крестьянина и в сельской школе жизненно необходим. Именно поэтому есть семьи. которые в наше время, ради правильного воспитания своих детей, оставляют городские квартиры на ренту, а сами поселяются с детьми в селе. Это всегда родительский подвиг, это не может быть легко. Но если в деревне есть хорошая школа - это идеальные условия воспитания. Есть и такие героические православные школы в селе, собравшиеся вокруг благочестивого прихода, или притянувшее к себе общину из нескольких семей. Это, на наш взгляд, одна из лучших моделей православной школы. Именно ради погружения в деревенский быт, красоту природы и сельский трудовой мир мы в каникулы, когда в каникулы едем в наш летний лагерь, а точнее, на нашу школьную «дачу» Хороброво. Если бы удалось восстановить дом, такие погружения могли бы происходить на протяжении всего учебного года.

      В обычное время школа «Образ» живет и работает в поселке городского типа, где есть все бытовые удобства и условия для плодотворной учебы, но организация трудового воспитания, волей-неволей, должна происходить искусственно, формы такого воспитания нам постоянно приходится изобретать и дополнять.

      Прежде, чем описать сложившуюся у нас систему, сформулируем четыре главных принципа трудового воспитания в условиях современной городской школы.

      1. Итак , первый принцип: Труд — молитва мирянина. Если мы не трудимся, то значит мы и не молимся. И это одинаково важно относится и к взрослым, и к подросткам.

      2. Не надо бояться ставить перед собой и коллективом сверхзадачи.

      3. Только совместный труд педагогов и детей воспитывает.

      4. Воспитать можно только примером.

 

 

 

Система трудового воспитания в условиях городской школы.

 

      1. Элементы самообслуживания.

      Итак, получается, что если трудностей нет, их нужно создать? И да, и нет. Трудности есть. Школа старается работать хорошо — а значит, у нас большой коллектив. Но школа недорогая, а значит, денег на увеличение ставок не хватает, поэтому во всех отношениях полезно, что дети с 5 класса сами убираются в классах, помогают в генеральной уборке школы, участвуют в сезонной уборке территории, в большие снегопады — в уборке снега, в устроении для себя горок и катка, весной сажают на окнах рассаду цветов, а весной высаживают её на клумбы на школьном участке, в Малаховке и в Хороброве. Это важно, но это дела разовые и не всегда интересные.

     

      2. Комплекс преподавания художественных ремесел.

      Каждое ремесло включено на разных этапах в программу преподавания предмета «труд» в начальной школе и «технология» в старшем. Все желающие совершенствуются на занятия по дополнительному образованию.

      Принципы:

          ▪ «От рук голова умнеет»

          ▪ Умей доводить дело до конца

          ▪ Преподают профессионалы, способные дать ремесло на высоком

            художественном уровне, привить вкус и развить навык, учат создавать по

            ступням от простого к сложному нужные и полноценные вещи.

          ▪ Ориентация на традиционную культуру и традиционный вкус, на развитие

             полезных в жизни навыков

          ▪ Экономическая система студий приучает к правильным и здоровым (не

             потребительским) экономическим отношениям)

 

      3. Дела милосердия.

      Подготовка к поездкам в детские дома, больницы и дом ветеранов это не только труд, но и дело, требующее подготовки, предварительного труда. Это тоже труд для реальной и значимой цели. Значимость цели определяет неравнодушное отношение детей к этому послушанию.

 

      4. Программа подготовки к праздникам.

      Предполагает выполнение индивидуальных заданий студиями и классами. Она предполагает: подготовку декораций, реквизита и костюмов к спектаклям, в которых участвует вся школа, выполнение определенного задания по украшению школы, изготовление изделий к ярмарке и для благотворительных целей, «кулинарные задания».

 

      5. Работа в каникулярное время.

         ▪ Осенние каникулы и двух- трех- дневные поездки весной в Хороброво, работа на плантации ивового прута - срезка и сортировка лозы, в течении учебного года организация ее окорения (очистки от коры) в школе

         ▪ Лето — участие в работе летнего лагеря «Хороброво»,  где творческие методики тесно сочетаются с трудовым воспитанием и с обучением (совершенствованием) в ремеслах. Там — максимум самообслуживания и жизнеобеспечения, участие в жизни приходов, организация Богослужений в недействующих храмах, организация крестных ходов.

          ▪ Осень — сбор яблок в саду летнего лагеря «Хороброво». Это совсем не легкое, но очень радостное и вкусное послушание, где самый традиционный ( сбор плодов!) простой коллективный сельский труд дает ни с чем не сравнимую подлинную радость.

          ▪ Рождественская поездка не была бы возможна без огромного дружного труда детей и взрослых.

          ▪ Августовский Крестный ход по Нерли тоже требует большой предварительной работы и огромного труда и терпения в самом походе.

     

      Самое радостное для нас, когда выпускники и старшеклассники начинают делать наше дело самостоятельно — в воскресных школах и на приходах. Они поют на клиросе, регентуют, ставят спектакли, плетут с детьми корзины, а навыки домоводства и рукоделия помогают многодетным нашим выпускницам вести семью. Выпускники охотно помогают школе.

      Надеемся, что дети не забудут в жизни опыта преодолений и терпения, удовольствия от хорошо сделанного дела, своими руками изготовленной вещи, радости коллективного труда, дарующего нам «роскошь человеческого общения».