За лозой

Около 15 лет мы собираем высаженный нами прут на Переславской земле. Не многим очевидно, что это редкий случай и большая удача, когда нам доступен весь годовой круг промысла: сбор прута, доставка, сортировка, термообработка, вязка по размеру, рассечение ленты и, наконец, непосредственно процесс плетения.

Алексей Юрьевич Смирнов преподаёт лозоплетение более 25 лет и нередко сталкивается с тем, что восторженные желания взрослых учеников упираются в отсутствие материала. Конечно, материал можно закупить, но в среднем только за материал на корзину уйдёт 800-1200р. Даже для взрослого работающего человека такие затраты на материал не выгодны, ведь половина стоимости готовой корзины уже будет потрачена. А для детского творчества это просто немыслимая сумма. Экономическая причина, конечно, основная в нашем стремлении выращивать собственный прут. Основная, но не единственная.

Часто, героями боевиков становятся вроде бы простые землепашцы или каменотёсы, которые своим ежедневным трудом накачивают свои стальные мышцы, тренируют реакцию, развивают глазомер и скорость принятия решения – всё это оборачивается бесценными бойцовскими качествами: тренировка рук, ног, реакции, терпения и смирения.

К чему это всё? Да, к тому, что не столько нужна купленная лоза, как и купленная корзина, сколько нужен собственный приобретенный опыт детей, которые, начиная дорогу к своей первой корзинке, оказываются с секатором около реки, пруда, на окраине лесной опушки или плантации, как в нашем случае, и становятся «удачливыми охотниками» длинного и ровного ивового прута.

Путь «добытчика» продолжается и дальше при термообработке, варке и окорении прута. Они становятся свидетелями преображения зелёной ветки в длинный, ровный, белый прут – тот материал, который реализует их творческие идеи и фантазии. Они познают это чудо, открывают для себя то, что их творческие флюиды могут реализоваться в интересном изделии этого древнего ремесла.

Так, например, бывает, что чья-то фантазия случайно приводит к открытию какого-то нового направления или давно избитый мотив переиначивает совершенно новым способом, открывая новый ход в способе плетения. Творческий навык постепенно взрослеет и мы уже видим мастеров по вычислению конечного результата.

Конечно, если смотреть с утилитарной точки зрения, плетеные вещи скорее декоративны, чем функциональны. Но наша важнейшая и интереснейшая задача – актуализация декоративных плетёных предметов в современном интерьере. И не только интерьере, но и экстерьере, ландшафтном дизайне, инсталляциях современного искусства.

Таким образом, в полном цикле изготовления: от выращивания прута до конечного изделия – мы воспитываем и тренируем такие важные качества, как креативность, виденье неожиданного в обычном, анализ собственных ошибок, опыт свершения и удачно реализованных проектов, смелость в новых начинаниях и уверенность в собственных силах.