Дошкольное

Детский сад школа «Образ»

Детский сад

Детский сад в школе был организован одновременно с началом жизни школы, где первым ребёнком была маленькая дочка директора. Это начало сформировало определённые отношения к детям внутри нашего сада по сей день. Половину детей в саду составляют собственные дети и внуки команды школы, что определяет отношения всех детей в группе, что они все практически как дома. С детьми в детском саду нашим психологом выстроена особая форма работы, задача которой гармонично развить личность и увидеть потребности каждого ребенка. Каждый день в саду ведутся занятия таких направлений, как: рисование, вокал, ритмика, фольклор, музыкальное слушание, сенсорное интергационное развитие по Монтессори, «свободные игры» по Бахотскому, метапредметная интергация и психоэлевация по методике «Куклотерапии» Шишовой и Медведевой, обязательные двухразовые прогулки на свежем воздухе.

Слово психолога Елены Валерьевны Лутковской

На мой взгляд, детский сад – это не образование, а развивающая среда, где ребенок проводит часть своего дошкольного детства. Его значение сложно переоценить – в это время закладывается основа не только для школы, но и для всей будущей жизни. Но это не значит, что ребенка срочно нужно пичкать знаниями и развивать насильно. Мы стараемся организовать жизнь детей в этом пространстве с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нам хочется, чтобы жизнь детей была интересной и радостной, чтобы они постепенно учились сотрудничать со взрослыми, понимать друг друга, учились играть, творить и открывать новое.

Разновозрастная группа – это хорошо или плохо?

Размышления воспитателя детского сада с сороколетним стажем работы, Хлудовой Валентины Михайловны:

У нас с самого основания школы «Образ» группа детского сада разновозрастная, так как она единственная в школе. Детей мы набираем в сентябре с 3 лет. В этом году у нас был такой набор: 3, 4, 5, 6 лет. В том, что такая смешанность в возрасте, есть свои трудности, но только первые 1-2 месяца. Малыши любопытны по натуре, пристают к старшим, мешают им действиями, вопросами, капризами, те в свою очередь нервничают, сердятся. Но все это проходит, просто взрослым надо набраться терпения, умения тактично, чтобы не обидеть тех и других, объяснять, как надо вести себя, когда кто-то чем-то занят.
Ведь что такое смешанная группа? Это большая многодетная семья, где также дети разного возраста, подчиняющиеся правилам, установленными родителями: и все ладят, живут дружно.
Вот, набирая такую группу, мы и исходили из того, что группа – это наша семья, в которой, как и положено, старшие заботятся о младших, малыши берут примеры (хорошие конечно) со старших. Постоянно, изо дня в день, мы старались прививать старшим заботу о малышах. Сейчас трудно себе представить, что если кто из старших не помогает одеться или раздеться малышу, а малыши, эти удивительные существа, стараются сами помогать старшим, то пижаму из спальни несут, то тапочки подают, в общем — благодарный народ эта малышня.
Если большаки строят что-то из крупного стройматериала, то первые в обыгрывании их постройки, конечно, маленькие. Включая детей младшего и среднего возрастов в общие игры, у нас, вместе с тем, нет сюсюканья с маленькими, не идем на поводу их капризов (он маленький, уступи ему). Стараемся и младшим терпеливо объяснять ( если первым взял игрушку старший ребенок, а она вдруг неожиданно понадобилась младшему, как это часто бывает), что, поиграв с игрушкой, старший обязательно тебе ее отдаст, только надо подождать.
Первую половину года некоторые занятия мы проводим по группам, сейчас в этом нет необходимости. Дети младшего возраста тянутся за старшими во всем. Сейчас без них не проводится ни одно занятие. Они первыми садятся на занятие, а как обижаются, если кого-то из них во время занятий не вызовешь к столу или к доске! Приходится хоть на короткое время, а вызывать.
А как учат стихи! Старшие дети учат стихи большего содержания, но малыши не хотят отставать. И всегда, на праздниках особенно, хоть несколько слов из стихотворений старших детей, а скажут. И так во всем. А разве может без малышей пройти драматизация сказок? Ни в коем случае! Да и кто лучше, чем наш маленький Саша, исполнит роль бедного Зайки, обиженного лисичкой, или роль непослушного колобка, или роль маленького Мишутки, исполненная Никитой и т. д. Cтаршие дети сами смотрят с умилением на маленьких исполнителей.
На старших детей всегда можно положиться во время индивидуальных занятий с детьми. Старшие дети всегда найдут чем занять других детей в то время, когда воспитатель занят с кем-то индивидуально. Это индивидуальные занятия и по математике, и по развитию речи, и по рисованию, и по работе ножницами, и многое другое. Вообще, смотрим на то, кто в чем отстает от сверстников, на что необходимо обратить внимание.
Физкультурные занятия мы проводим на улице и летом, и зимой (за некоторым исключением в групповой или в зале), следуя правилу: «Лучше воздух без движения, чем движение без воздуха».
В свободное время дети любят играть и часто играют в «детский сад». Роль воспитателя выполняют девочки, а их воспитанники – малыши. Забавно смотреть со стороны на то, как проводят они занятия, и с какой серьёзностью смотрят воспитанники.
Наши дети очень любят прогулки – экскурсии вокруг школы. Ходим стайкой. Старшие всегда рядом с малышами, следят, чтобы никто не отстал или не убежал вперед. Все вместе отмечаем погоду, наблюдаем за окружающими явлениями в природе, ищем что-нибудь интересное, рассматриваем.
Во время прогулки на участке играют вместе, подвижные игры всегда общие, одна обязательно по выбору малышей. Игрушки с прогулки несем все вместе: и старшие, и малыши. Маленькие, особенно Даша, обижаются, если им не досталось что-то нести. Поэтому у нас много сумочек, рюкзаков с игрушками, с той целью, чтобы досталось всем желающим помочь.
Из воспитателей я самая старшая по возрасту. Дети зовут меня бабушкой Валей (и старшие, и малыши). С первого дня знакомства с детьми я назвала себя бабушка Валя, исходя из того, что малышам ближе слово «бабушка», нежели Валентина Михайловна, ведь это самое родное (после мамы) слово. И воспринимают меня дети как родного человека, быстрее привыкают.
Сразу, с первого дня, остаются на сон и на целый день. Отношения с детьми теплые, но это не значит, что я не требовательна. Нет, дети знают и стараются выполнять все правила, все требования им предъявляемые. За неадекватное поведение наказываем. А наказание у нас: «посиди в кресле, подумай». Это наказание для них серьезное. В угол мы не ставим, у нас их просто нет (углов) — они все заполнены игрушками и нужными предметами.
Можно много говорить о нашей группе, и не будет конца нашему разговору. И скажу только одно: нам всем хорошо, и детям, и взрослым, в том числе и родителям наших воспитанников.
И еще, хочется очень сказать, что сблизила нас школа «Образ», наше православие. С самого начала мы знакомили детей с молитвами и учили их «Отче наш», «Богородице Дева, радуйся», «Слава Отцу и Сыну» и т. д.
К каждому празднику учим и поем тропари. Молитвы мы поем перед едой, перед занятием и в конце. Нас сближают поездки в храм, куда дети с радостью едут вместе со школьниками, и терпеливо выстаивают службу, ожидая причастия. Все это воспитывает дисциплину (во время молитвы стоять спокойно), терпение, выдержку (до причастия ничего не едят и не пьют).
Каждое занятие по православию, которое, когда есть такая возможность, проводит священник, сопровождается чтением небольшого произведения из «житий святых», «воскресного чуда».
В свободное время мы также читаем не только детскую и художественную литературу, но рассказы из книги «Цветы с луга духовного», русские духовные стихи и сказки Рутенина, заучиваем наизусть стихи. Дети очень любят эти стихи за их теплоту, возвышенность, тайну.

Подготовка к школе

Программа подготовки к 1 классу в нашей школе не предусматривает преждевременного освоения школьной программы, она нацелена на развитие и укрепление школьных навыков, памяти, внимания, на общее речевое и интеллектуальное развитие и социализацию дошкольника.

Помимо «Годового курса подготовки к школе» М.П. Липской и И.М. Мальцевой используется программа К.Д. Ушинского (Методические разработки И.А. Горячевой), дети привыкают к порядку в трапезной, посещают храм, занимаются музыкой, керамикой и рисованием.