В рамках нового учебного направления работы школы были запланированы и стали проводиться тематические интенсивы – выезды в школьную усадьбу «Хороброво». 23–27 ноября выезжали обучающиеся 10 класса. 8–11 декабря – обучающиеся 6 класса.
Выезды, их цели, задачи, темы и сроки для каждого класса были определены на педагогической мастерской в первые выходные сентября.
Первый интенсив, состоявшийся в ноябре, был посвящен теме: «Дворянская культура середины XIX века в России. Уклад: быт, искусство, отношения. Крестьянская реформа. Общественно-политические движения и теории». Группа знала, что их выезд – тестовый, они – разведчики. Не зря и возглавляла его сама Татьяна Юрьевна, а реализовывала с опытными и авторитетными коллегами: учителем русского языка Л.М. Аверковой и классным наставником, учителем музыки В.Г. Юрочкиной.
Первопроходцы справились со своей задачей. Был рожден и утвержден режим и алгоритм занятий. Были продуманы темы и форма проекта. Вместе с детьми определили цели: перезагрузка, обновление взгляда на учебные предметы, отключение от всех обыденных проблем, полное погружение в тематику, установление более глубоких и ценных отношений внутри класса и с наставниками. Результаты: повышение интереса к жизни в школе и к учебе, сплочение класса, глубокие прочные знания.
Когда завершили интенсив, сели в гостиной и провели обсуждение-рефлексию. Вспомнили цели. Проверили: выполнили мы их? Перевыполнили. Что делали? Изучали роман “Отцы и дети”. Изучали исторический период, для чего обложились документами. Разобрались с историей подготовки, реализации и последствиями отмены крепостного права, с политическими идеями и лидерами – прототипами Базарова и выразили это в инфографике. Прочитали вдумчиво, у камина, по ролям, с комментариями и наедине с собой и вместе роман «Отцы и дети», поняли, что он очень интересен и актуален! Узнали орфографию середины 19 века, писали с ерами и ятями пером-макалкой письма в стиле времени. Оформляли девичий альбом: придумывали тексты, вензеля и псевдонимы, выбирали подходящие по датам стихи Фета и Тютчева, рисовали. Слушали с Валентиной Геннадьевной музыку эпохи. Было много Чайковского. Сочиняли пьесу-фанфик «28 глава “Отцов и детей”. Марьино. 5 лет спустя.» Сочинять диалоги оказалось трудно, мы ведь уже много поняли про эпоху, но знаний не хватало. Именно здесь, как сказали дети, у них “закипели мозги”. Подбирали музыку. Все это – за три дня. Еще успевали складывать поленницу, гулять по снегу под звездами, дружить и мыть посуду.
В пятницу приехала группа поддержки в лице режиссера (П.Л. Печенкина) и художника-сценографа (Н.А. Князевой), привезли костюмы, репетировали, доделывали альбом, отмывали фарфоровую посуду и стекло, сервировали, допекали пироги к вечернему семейному чаю. Это должен был стать просто семейный вечер в усадьбе. И он таким стал. И всем казалось, что мы действительно там, в усадьбе середины 19 века, ведь стены дома, построенного в 1916 и полностью сохранившиеся в гостиной, треск печи, липовый чай и пироги были настоящими. Спектакль записан на видео, и вы можете посмотреть его в живом и непричесанном виде.
А уже через неделю состоялся следующий выезд, уже 6 класса, по случайному совпадению тоже связанный с Тургеневым. В планах не только литературно-исторические, но и языковые, математические, естественно-научные и другие погружения.
P.S. Здание бывшего купеческого дома, а потом сельской школы, закрытой в 1998 году, школа «Образ» использует по договору с администрацией Переславского района с 2004 года. Здание было передано по акту с указанием 100% износа для организации отдыха детей. С 2004 года здесь проходит летний стационарно-палаточный лагерь и организуется совместный летний отдых учащихся школы. Историческая часть здания полностью восстановлена и с осени 2021 года готово к круглогодичному использованию. В доме есть 28 мест на двухъярусных и обычных кроватях, четыре дивана, оборудованная трапезная и кухня, теплый душ и санузлы, уютные печи и стильный живой камин. Коллектив школы долго подбирал название дому в Хороброве. «Лагерь» – привычно, но касается больше лета и отдыха, «дача» – место отдыха и только, «база» – хорошо, комплексно, деловито, но немного по-военному. Первый интенсив решил судьбу названия – Усадьба “Хороброво” – атмосферно, широко, точно.